Дело № 2-3228/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Великий Новгород
"23" мая 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Г.В.
при секретаре Егорове А.А.
участием истца Романова В.В., представителей ответчика Романовой С.А., Василевского Г.А., Лукиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Новгородской области о включении в среднемесячное денежное содержание выплаты премий материального стимулирования, о взыскании выплат в размере 28739 рублей 33 копейки, о выплате среднемесячной заработной платы на период трудоустройства с согласованием даты выплат, о взыскании недоплаченных отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек, о взыскании процентов за нарушение срока выплат, причитающихся при увольнении работника,
у с т а н о в и л :
Романов В.В. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Новгородской области (далее Инспекция) о включении в среднемесячное денежное содержание выплаты премий материального стимулирования, о взыскании выплат в размере 28739 рублей 33 копейки, о взыскании процентов за нарушение срока выплат, причитающихся при увольнении работника, о выплате среднемесячной заработной платы на период трудоустройства с согласованием даты выплат, о взыскании недоплаченных отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек, указав следующее.
15 апреля 2011 г. он был уволен Межрайонной инспекцией ФНС России №9 по Новгородской области в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С 01.04.2010г. по 31.03.2011г. он получал выплаты средств материального стимулирования (СМС) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007г. №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов исполнительной власти». Сумма средств материального стимулирования, полученных им в течение 12 месяцев, предшествующих его увольнению, составила 57280 рублей.
Критерии материального стимулирования равнозначно совпадают с
критериями, в соответствии с которыми выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Материальное стимулирование - это и есть премирование.
Однако, отделом финансового обеспечения Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Новгородской области выплаченные ему средства материального стимулирования при расчёте компенсации и среднемесячного денежного содержания учтены не были.
В соответствии со ст. 139 Трудового Кодекса РФ (далее-ТК РФ) для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из полученных им выплат средств материального стимулирования удерживался НДФЛ, а также страховые взносы. Согласно справке о его доходах за 2010г. по форме 2-НДФЛ данные выплаты входят в общую сумму дохода.
Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются его заработком и не входят в денежное содержание. Финансирование сверх установленного фонда оплаты труда не означает, что выплаченные ему средства материального стимулирования из другого источника выплат не являются его доходом и его денежным содержанием.
Кроме того, Инспекцией ему не полностью выплачены единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Размер невыплаченной единовременной выплаты к отпуску составляет 6280 руб., а размер невыплаченной материальной помощи составляет 3425 руб. Итого ему не выплачено 9706 руб.
Данные выплаты Инспекция ему рассчитала за январь, февраль, март 2011 года, а не за целый год, как положено по законодательству.
Окончательный расчёт в сумме 90353,25 руб., предложенный ему Инспекцией 15.04.2011г, является неполным, т.к. в день увольнения Инспекция не выплатила ему сумму в размере 28739,33 руб. (57280 руб./12x4+9706 руб.) в нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных сумм. Сумма процентов за 25 дней просрочки составляет 193 руб.59 коп. ( см.расчёт л.д.33).
После увольнения Инспекцией по сокращению его должности он остался без работы. В связи с этим он вынужден был обратиться в службу занятости.
Поэтому кроме компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания за потерю работы, в соответствии со ст. 178 ТК РФ за ним должен сохраниться средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Средний месячный заработок за ним должен сохраниться в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если будет им не трудоустроен, так как в двухнедельный срок после увольнения обратился в этот орган.
Никаких ограничений по выплате среднемесячного заработка на период трудоустройства сокращённому госслужащему Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержат.
В судебном заседании Романов В.В. увеличил исковые требования, просит обязать ответчика включить в расчёт отпускных средства материального стимулирования, выплатить ему недоплаченную в день увольнения сумму отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек за 2008, 2009, 2010 годы. Так как выплаченные ему премии (СМС) в размере 278633 рубля не учтены Инспекцией (за 2008 г.сумма недоплаченных отпускных за вычетом НДФЛ - 10431 руб.74 коп., за 2009 год - 9146 руб.17 коп., за 2010 год- 9067 руб.68 коп.). Сумма процентов за 34 дня просрочки составляет 264 рубля 01 копейка за нарушение работодателем срока выплат ранее невыплаченных отпускных со дня увольнения. Данную сумму просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании Романов В.В. исковые требования поддержал в полном объёме по вышеизложенным обстоятельствам. Пояснил также, что срок исковой давности он не пропустил, поскольку только в день увольнения 15 апреля 2011 года от главного бухгалтера он узнал, что средства материального стимулирования не были включены в расчёт отпускных.
Представители Инспекции Романова С.А., Василевский Г.А., Лукина Т.Н., действующие по доверенностям, исковые требования не признали, полагают, что требования истца не основаны на законодательстве, также истцом пропущен трёхмесячный срок исковой давности при подаче увеличенного иска.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя.
15 апреля 2011 г. Инспекция расторгла служебный контракт от 10.08.2005 года за №, освободив Романова В.В. от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела налогового аудита, Романов уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (далее-Закон) - приказ от 15.04.2011 года за № 4-67/95.
В связи с чем, Романову В.В. Инспекцией было выплачено 91743 рубля 25 коп., том числе компенсация четырехмесячного денежного содержания, единовременная денежная выплата к отпуску 1805 руб.00 коп. за четыре месяца (с января по апрель включительно), материальная помощь к отпуску 3609 руб.00 коп. также четыре месяца.
При регулировании труда государственных гражданских служащих первостепенную роль играет Федеральный Закон от 27.04.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Правила исчисления денежного содержания для гражданских служащих, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года № 562. Данным постановлением утвержден порядок расчета денежного содержания государственного служащего, в том числе и при сокращении.
В соответствии со ст. 50 Закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее -должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе: 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно п.1 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 года № 90н, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Из вышеуказанного следует, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не подменяет под собой понятия премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а является отдельной материальной выплатой гражданскому служащему вне рамок вознаграждений, предусмотренных служебным контрактом.
В соответствии с Положением «О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области. ..», утвержденного приказом Межрайонной ИФНС России № 9 по Новгородской области № 35 от 19.02.2010 года, при предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска с последующим увольнением в текущем году, материальная помощь выплачивается за фактически отработанное время.
Согласно вышеуказанным Правилам к дополнительным выплатам относятся: материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ( п.2, подп.е) и ж) Правил).
Исходя из смысла данного Положения и Правил Романову В. В. выплаты единовременного денежного поощрения и материальной помощи за 2011 год произведены обосновано, за фактически отработанное время в 2011 году.
Абзацем 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст.73 Федерального Закона от 27.04.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» нормы трудового законодательства применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной названным Законом.
Из приведенных норм законодательства следует, что для государственных служащих при разрешении трудовых отношений применяются нормы Федерального Закона от 27.04.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Пунктом 9 ст.31 Закона установлено, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Статьей 178 ТК РФ предусмотрена выплата выходного пособия, а так как Законом № 79-ФЗ вопрос о выплате выходного пособия урегулирован, государственный служащий не имеет права на получения такого пособия, поскольку он получает единовременную выплату в размере четырехмесячного денежного содержания. Поэтому исковые требования о выплате выходного пособия являются необоснованными и удовлетворению также не подлежат.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Кроме того, согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» заявление работника о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права(часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).
При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом (часть третья статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причинпропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Романов В.В. обратился 19 мая 2011 года в суд с дополнительном иском к Инспекции о включении в расчёт отпускных средства материального стимулирования, о выплате ему недоплаченную в день увольнения сумму отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек за 2008, 2009, 2010 годы, о взыскании процентов за нарушение работодателем срока выплат ранее невыплаченных отпускных со дня увольнения в размере 264 руб.01 коп.
Суд не принимает во внимание утверждения истца о том, что ему стало известно о вышеуказанной недоплате отпускных в день увольнения со слов главного бухгалтера, поскольку Романов В.В. мог и должен был узнать о том, что средства материального стимулирования не учитывались в расчёте отпускных, получая расчётные листки при уходе в отпуск в 2008 г., в 2009 г., 2010 г.
Таким образом, Романов В.В. должен был обратиться в суд в установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки, в части взыскания недоплаченных отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек за 2008, 2009, 2010 годы. Истец обратился в суд только 19 мая 2011 года, т.е. с пропуском установленных законом сроков.
Уважительных причинпропуска срока обращения в суд с указанным иском не представлено.
С учётом изложенного, исковые требования о взыскании недоплаченных отпускных, следует оставить без удовлетворения.
Поскольку исковые требования о взыскании вышеуказанных выплат являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, то в иске о взыскании с ответчика процентов в соответствии со ст.236 ТК РФ также следует отказать.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ судебные издержки в размере 2127 руб.35 коп. следует обратить за счёт средств местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Романова В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Новгородской области о включении в среднемесячное денежное содержание выплаты премий материального стимулирования, о взыскании выплат в размере 28739 рублей 33 копейки, о выплате среднемесячной заработной платы на период трудоустройства с согласованием даты выплат, о взыскании недоплаченных отпускных в размере 28645 рублей 59 копеек, о взыскании процентов за нарушение срока выплат, причитающихся при увольнении работника, - оставить без удовлетворения.
Судебные расходы по государственной пошлине в размере 2127 рублей 35 копеек обратить за счёт средств местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Новгородский районный суд, со дня вынесения мотивированного решения, 30 мая 2011 года.
Председательствующий Г. В. Иванова