о признании нормативного правового акта противоречащим действующему законодательству



        

Дело № 2-3725/11

                                                        Р Е Ш Е Н И Е                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                               Великий Новгород

30 мая 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи       Ивановой Г.В.

при секретаре                                    Егорове А.А.

с участиемпрокурораУстиновой И.А., представителя Думы Новгородского муниципального района Новгородской области Тимофеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год»,                                              

                                                        у с т а н о в и л:

            Прокурор Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст.ст.45,251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год».                 

            В обоснование заявления указано следующее.

    В соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, или государственная собственность, на которые не разграничена» (далее Положение), утверждённым постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 года за № 301 за земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата, размер арендной платы определяется по формуле: АП=КС х К, где: АП - годовой размер арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее -коэффициент).

Согласно пункту 1.3 Положения для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.

Указанные земельные участки передаются в аренду. Размер арендной платы за земельные участки определяется на основании решений Думы Новгородского муниципального района.

В частности, согласно пункту 3.2 Приложения к решению Думы Новгородского муниципального района № 359 «Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском муниципальном районе в 2009-2010 годах» для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском районе для категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлен коэффициент 0,05.

Указанный коэффициент изменен решением Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год» и установлен в размере - 0,7.

Таким образом, коэффициент, применяемый для определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования -ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества увеличен с 0,05 до 0,7, то есть в 14 раз.

Данный факт послужил поводом для обращения граждан в прокуратуру района с требованием о защите их нарушенных прав от произвольного повышения арендной платы за земельные участки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, требование об экономическом обосновании устанавливаемых базовых ставок арендной платы является обязательным. В отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться произвольно органами местного самоуправления, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Такое исследование перед повышением коэффициента, применяемого для расчета арендной платы в 14 раз органом местного самоуправления не производилось, права граждан, являющихся арендаторами земли не учитывались. Все прочие факторы, связанные с доходностью земельных участков, включая плодородие почвы, ее состояние, разработанность, влияние на нее окружающей среды и т.п. не изменились.

В судебном заседании прокурорУстиновой И.А. заявление поддержала по вышеизложенным основаниям.

           Представитель Думы Новгородского муниципального района Новгородской области Тимофеев А.А., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, однако, подтвердил, что экономического обоснования по изменению коэффициента не разрабатывалось.

         Заинтересованное лицо Любимов Р.В. извещался о рассмотрении дела, в суд не явился.

         Выслушав представителя прокуратуры, представителя Думы Новгородского муниципального района Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

На территории Новгородского района земельными участками, находящимися в собственности Новгородского муниципального района, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, распоряжается орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», а также частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации».

Указанные земельные участки передаются в аренду. Размер арендной платы за земельные участки определяется на основании решений Думы Новгородского муниципального района.

В частности, согласно пункту 3.2 Приложения к решению Думы Новгородского муниципального района № 359 «Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском муниципальном районе в 2009-2010 годах» для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском районе для категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлен коэффициент 0,05.

Указанный коэффициент изменен решением Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год» и установлен в размере - 0,7.

Таким образом, коэффициент, применяемый для определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования -ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества увеличен с 0,05 до 0,7, то есть в 14 раз.

Так, арендная плата за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в связи с принятием пункта 3.2 решения Думы Новгородского муниципального района от 24.04.2009 № 359 в новой редакции увеличилась в 14 раз. При этом, повышение произведено произвольно, без учета экономических факторов, связанных с доходностью земельных участков, категорией земель, видом их разрешенного использования.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которым установлены основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующим доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования.

В судебном заседании установлено, что экономического обоснования, согласно которому произошло изменение коэффициента с 0,05 на 0,7 Администрацией Новгородского муниципального района при принятии нормативного правового акта не разрабатывалось, что подтверждается ответом на запрос, представленным заместителем Главы администрации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, требование об экономическом обосновании устанавливаемых базовых ставок арендной платы является обязательным. В отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться произвольно органами местного самоуправления, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Такое исследование перед повышением коэффициента, применяемого для расчета арендной платы в 14 раз органом местного самоуправления не производилось, права граждан, являющихся арендаторами земли не учитывались.

Все прочие факторы, связанные с доходностью земельных участков, включая плодородие почвы, ее состояние, разработанность, влияние на нее окружающей среды и т.п. не изменились. Никаких объективных предпосылок для значительного увеличения в одностороннем порядке арендной платы за данные земельные участки нет.

Решение Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 является нормативным правовым актов, поскольку его действие распространяется на неопределенный круг лиц и содержит общеобязательные правила поведения. Оно опубликовано для всеобщего сведения в официальном источнике - газета «Звезда», выпуск (14647) от 3 декабря 2010 года.

С учётом изложенного, оспариваемая норма решения затрагивает права неопределенного круга лиц - арендаторов и будущих арендаторов земли, интересы Новгородского муниципального района Новгородской области, заключающиеся в обеспечении единообразного и основанного на законе подхода к определению арендной платы за земельные участки и ее применения.

          Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                                Р Е Ш И Л:

           Заявление прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

           Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год».                 

    Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Новгородский районный суд со дня вынесения мотивированного решения, 05 июня 2011 года.

Председательствующий                                                     Г. В. Иванова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200