Дело № 2-3725/11 Великий Новгород 30 мая 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Ивановой Г.В. при секретаре Егорове А.А. с участиемпрокурораУстиновой И.А., представителя Думы Новгородского муниципального района Новгородской области Тимофеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за № «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год», у с т а н о в и л: Прокурор Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст.ст.45,251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за № «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год». В обоснование заявления указано следующее. В соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, или государственная собственность, на которые не разграничена» (далее Положение), утверждённым постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 года за № 301 за земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата, размер арендной платы определяется по формуле: АП=КС х К, где: АП - годовой размер арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее -коэффициент). Согласно пункту 1.3 Положения для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области. Указанные земельные участки передаются в аренду. Размер арендной платы за земельные участки определяется на основании решений Думы Новгородского муниципального района. В частности, согласно пункту 3.2 Приложения к решению Думы Новгородского муниципального района № 359 «Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском муниципальном районе в 2009-2010 годах» для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском районе для категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлен коэффициент 0,05. Указанный коэффициент изменен решением Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 № «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год» и установлен в размере - 0,7. Таким образом, коэффициент, применяемый для определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования -ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества увеличен с 0,05 до 0,7, то есть в 14 раз. Данный факт послужил поводом для обращения граждан в прокуратуру района с требованием о защите их нарушенных прав от произвольного повышения арендной платы за земельные участки. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, требование об экономическом обосновании устанавливаемых базовых ставок арендной платы является обязательным. В отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться произвольно органами местного самоуправления, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Такое исследование перед повышением коэффициента, применяемого для расчета арендной платы в 14 раз органом местного самоуправления не производилось, права граждан, являющихся арендаторами земли не учитывались. Все прочие факторы, связанные с доходностью земельных участков, включая плодородие почвы, ее состояние, разработанность, влияние на нее окружающей среды и т.п. не изменились. В судебном заседании прокурорУстиновой И.А. заявление поддержала по вышеизложенным основаниям. Представитель Думы Новгородского муниципального района Новгородской области Тимофеев А.А., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, однако, подтвердил, что экономического обоснования по изменению коэффициента не разрабатывалось. Заинтересованное лицо Любимов Р.В. извещался о рассмотрении дела, в суд не явился. Выслушав представителя прокуратуры, представителя Думы Новгородского муниципального района Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению. На территории Новгородского района земельными участками, находящимися в собственности Новгородского муниципального района, и земельными участками, собственность на которые не разграничена, распоряжается орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», а также частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации». Указанные земельные участки передаются в аренду. Размер арендной платы за земельные участки определяется на основании решений Думы Новгородского муниципального района. В частности, согласно пункту 3.2 Приложения к решению Думы Новгородского муниципального района № 359 «Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском муниципальном районе в 2009-2010 годах» для определения размера арендной платы за земельные участки в Новгородском районе для категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлен коэффициент 0,05. Указанный коэффициент изменен решением Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 № «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год» и установлен в размере - 0,7. Таким образом, коэффициент, применяемый для определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования -ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества увеличен с 0,05 до 0,7, то есть в 14 раз. Так, арендная плата за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в связи с принятием пункта 3.2 решения Думы Новгородского муниципального района от 24.04.2009 № 359 в новой редакции увеличилась в 14 раз. При этом, повышение произведено произвольно, без учета экономических факторов, связанных с доходностью земельных участков, категорией земель, видом их разрешенного использования. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которым установлены основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частности принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующим доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования. В судебном заседании установлено, что экономического обоснования, согласно которому произошло изменение коэффициента с 0,05 на 0,7 Администрацией Новгородского муниципального района при принятии нормативного правового акта не разрабатывалось, что подтверждается ответом на запрос, представленным заместителем Главы администрации. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, требование об экономическом обосновании устанавливаемых базовых ставок арендной платы является обязательным. В отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться произвольно органами местного самоуправления, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Такое исследование перед повышением коэффициента, применяемого для расчета арендной платы в 14 раз органом местного самоуправления не производилось, права граждан, являющихся арендаторами земли не учитывались. Все прочие факторы, связанные с доходностью земельных участков, включая плодородие почвы, ее состояние, разработанность, влияние на нее окружающей среды и т.п. не изменились. Никаких объективных предпосылок для значительного увеличения в одностороннем порядке арендной платы за данные земельные участки нет. Решение Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 № является нормативным правовым актов, поскольку его действие распространяется на неопределенный круг лиц и содержит общеобязательные правила поведения. Оно опубликовано для всеобщего сведения в официальном источнике - газета «Звезда», выпуск № (14647) от 3 декабря 2010 года. С учётом изложенного, оспариваемая норма решения затрагивает права неопределенного круга лиц - арендаторов и будущих арендаторов земли, интересы Новгородского муниципального района Новгородской области, заключающиеся в обеспечении единообразного и основанного на законе подхода к определению арендной платы за земельные участки и ее применения. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия п.3.2 приложения к решению Думы Новгородского муниципального района от 18.11.2010 года за № «О коэффициентах, применяемых для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Новгородского муниципального района, на 2011 год». Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Новгородский районный суд со дня вынесения мотивированного решения, 05 июня 2011 года. Председательствующий Г. В. Иванова