Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юршо М. В., при секретаре Большаковой Н. С., с участием прокурора Коляниченко И. В., представителя третьего лица ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис» Струкова А. В., представителя Управления Роспотребнадзора Антонова И. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вече» об устранении нарушений санитарных норм и правил, у с т а н о в и л: Прокурор Новгородского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вече» (далее - Общество или Управляющая компания) об устранении нарушений санитарных норм и правил, в котором просит обязать ответчика в срок до 22 мая 2011 года установить переносные сетчатые ограждения рядом с местом разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на полигоне, установить освещение на территории полигона твердых бытовых отходов; провести исследования почвы на радиологические показатели; провести исследования грунтовой воды на литий, органический углерод, кадмий, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, медь, барий; провести исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ), а также на трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол и метан, ссылаясь на допущенные ответчиком нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов), невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис» (далее - ООО «МП ЖКХ НЖКС»), а также Управление Роспотребнадзора по Новгородской области - для дачи заключения. В судебное заседание извещенный надлежащим образом представитель ответчика Общества не явился. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, признав причины его неявки неуважительными. Прокурор Коляниченко И. В. в судебном заседании поддержал исковые требования по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив в объяснениях, что допущенные ответчиком нарушения подлежат устранению в срок до 01 января 2012 года. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «МП ЖКХ «НЖКС» Струков А. В. полагал заявление подлежащим удовлетворению в случае доказанности факта нарушений со стороны ответчика, в объяснениях указал, что договор аренды в отношении земельного участка, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, до настоящего времени продолжает действовать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение представителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Антонова И. В., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Как установлено в судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, на территории д. Дорожно Новгородского района и области расположен полигон твердых бытовых отходов (далее также - ТБО). Земельный участок, используемый в целях эксплуатации полигона ТБО по указанному выше адресу, был передан на основании постановления Главы Новгородского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новгородского муниципального района в аренду ООО «МП ЖКХ «НЖКС». На основании договора № аренды недвижимого имущества, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок и расположенный на нем полигон твердых бытовых отходов был передан арендодателем ООО «МП ЖКХ «НЖКС» ответчику в аренду. Исходя из п. 6.3 данного договора в случае, если за один месяц до истечения срока действия договора арендатор не уведомил арендодателя о намерении заключить договор аренды на новый срок или о прекращении договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, настоящий договор считается пролонгированным на тот же срок. Впоследствии между ООО «МП ЖКХ «НЖКС» и Обществом ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым был продлен срок аренды до 27 февраля 2011 года. До настоящего времени договор не расторгнут и является действующим. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 утверждены санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» (далее - Правил). Требования указанных правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов (к к каковым относится и ответчик). Так в силу п. 4.2 Правил территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Исходя из п. 5.3 Правил переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. Как установлено в судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, в нарушение указанных требований на полигоне ТБО отсутствуют сетчатые переносные ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из спецтранспорта, территория полигона ТБО в ночное время не освещается. В соответствии с п. 6.7 Правил по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК. В соответствии с п. 6.8 Правил система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновывается в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения. Согласно п. 6.9 Правил система производственного контроля ЗОНЫ должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН. В нарушение п.п. 6.7, 6.8, 6.9 Правил у ответчика отсутствуют данные исследований почвы из зоны возможного влияния на радиологические показатели; не проводятся за исследования грунтовой воды на литий, органический углерод, кадмий, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, медь, барий; не проводятся исследования и за атмосферного воздуха на трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, метан. Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий», СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения № 1 СП 1.1.1058-01» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за об соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Пунктом 2.1 СП 1.1.1058-01 определено, что производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В соответствии с п. 2.3 указанных санитарных правил объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно - защитные зоны, зоны санитарной :раны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. Согласно п. «б» п. 2.4 СП 1.1.1058-01 и СП 1.1.2193-07 производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований г испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что производственный контроль атмосферного воздуха ответчиком проводится не в полном объёме, т.е. нарушена кратность проведения 1 раз в год на полигоне ТБО. Кроме того, в нарушение п.1.5, 2.1, 2.3, 2.4 СП 1.1.1058-01 и СП 1.1.2193-07 исследования на границе СЗЗ ответчиком не проводятся. Факт допущенных ответчиком нарушений подтверждается исследованными письменными доказательствами, в том числе справкой совместной проверке полигона твердых бытовых отходов, представленными сторонами протоколами и актами исследований, а также вступившим в законную силу постановлением № ПР по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Общество привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 6.3 КоАП в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд считает, что обязанность по устранению выявленных в ходе эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в д. <адрес> Новгородского района и области должна быть возложена на ответчика. Представленные ответчиком в суд 14 июня 2011 года документы (копии договоров и протоколы исследований) не могут быть приняты во внимание в качестве подтверждения выполнения ответчиком требований, изложенных в заявлении прокурора, поскольку представлялись им и в ходе проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области и в декабре 2010 года, им дана соответствующая оценка и в ходе производства по делу об административном нарушении в отношении Общества. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание доводы истца, суд считает необходимым установить срок до 01 января 2012 года, в течение которого Общество обязано устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного в д. <адрес> Новгородского района и области, а именно: установить переносные сетчатые ограждения рядом с местом разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на полигоне, установить освещение на территории полигона твердых бытовых отходов; провести исследования почвы на радиологические показатели; провести исследования грунтовой воды на литий, органический углерод, кадмий, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, медь, барий; провести исследования атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также на трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол и метан. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 91 БК РФ, ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что иск подан прокурором в защиту неопределенного круга физических лиц, с ответчика Общества в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб., от уплаты которой истец был освобожден. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Новгородского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вече» в срок до 01 января 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований на территории полигона твердых бытовых отходов, расположенного в д. <адрес> Новгородского района и области, а именно: установить переносные сетчатые ограждения рядом с местом разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на полигоне, установить освещение на территории полигона твердых бытовых отходов; провести исследования почвы на радиологические показатели; провести исследования грунтовой воды на литий, органический углерод, кадмий, хром, цианиды, ртуть, мышьяк, медь, барий; провести исследования атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также на трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол и метан. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вече» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб. На решение может быть подана кассационная жалоба лицами, участвующими в деле, а прокурором принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 22 июня 2011 года. Председательствующий М. В. Юршо