Дело №2-4541/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2011 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Котихиной А.В., при секретаре Лощаковой И.А., с участием представителя ответчика НРО ФСС Павлюковой Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов Никодимова А.И. к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, У С Т А Н О В И Л: Боровичский межрайонный прокурор в защиту интересов Никодимова А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ГУ НРО ФСС РФ) об обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указал, что истец является ветераном боевых действий <адрес>, на основании Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе, обеспечение санаторно-курортным лечением. и по медицинским показаниям нуждается в санаторно-курортном лечении. В целях получения путевки на "дата" год он в установленном законом порядке обратился к ответчику, однако получил необоснованный отказ, мотивированный ссылкой на значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточностью финансирования расходного обязательства. В судебное заседание прокурор не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Истец Никодимов А.И. в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Павлюкова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ГУ НРО ФСС РФ не имело возможности обеспечить истца санаторно-курортной путевкой в "дата" году, поскольку средств федерального бюджета, выделенных на приобретение санаторно-курортных путевок, оказалось недостаточно. Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением от "дата" года, что Никодимов А.И. является ветераном боевых действий. В соответствии с п.п. 8 ч.1 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют перечисленные в данной статье категории граждан, в том числе ветераны боевых действий. Ни одна из перечисленных в данной статье категорий граждан не имеет приоритетного или первоочередного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Статья 6.2 указанного федерального закона предусматривает, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Согласно п.п.1.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Во исполнение п.5 ст.6.3 указанного Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с п.3.1 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п.3.3. Порядка). Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявления в исполнительные органы Фонда. Исходя из изложенного, обязанность по предоставлению путевок возложена на ответчика. Как усматривается из материалов гражданского дела и по существу не оспаривалось представителем ответчика, в "дата" году Никодимов А.И. имел право на получение в составе набора социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, при этом "дата" года он обратился к ответчику с соответствующим заявлением и предоставил необходимые медицинские документы, однако до настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечен. Как следует из объяснений представителя ГУ - НРО ФСС РФ, выделяемые в календарном году из федерального бюджета средства не позволяют полностью обеспечить потребности льготных категорий граждан в санаторно-курортном лечении, что влечет образование очереди из лиц, имеющих право на получение путевок. На "дата" года истец стоял в указанной очереди под номером "номер", в связи с чем не мог быть обеспечен путевкой. Частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год, на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28.11.2009 года №292-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, стоимости проезда к месту осуществляемого лечения и обратно производится в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №864 (в редакции от 28.12.2007г. №935) (далее Правила), установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с пунктом 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что необходимые финансовые средства на предоставление санаторно-курортных путевок льготным категориям граждан выделяются из федерального бюджета. Как усматривается из материалов дела, на "дата" год ГУ НРО ФСС РФ выделены средства из федерального бюджета для приобретения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 1867 путевок. Количество льготников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и обратившихся в отделение Фонда для постановки на очередь по состоянию на "дата" года, составляло 3320 человек, из них Никодимов А.И. находился под номером "номер". Поскольку всего в "дата" году нуждающимся было предоставлено 1867 путевок, на конец года истец оказался под номером "номер" из "номер" граждан, которые также имели право на получение путевки. При этом у него преимущественных прав на получение путевки по отношению к другим гражданам не имелось. Таким образом, истец в силу объективных причин не мог быть отделением Фонда обеспечен в "дата" году путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи им заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превысило установленную квоту по обеспечению данными льготами в "дата" году. Каких-либо дополнительных средств на эти цели отделение Фонда в "дата" году не получало. Федеральным законом №178-ФЗ не предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.6.3 Федерального закона №178-ФЗ период предоставления социальных услуг - календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Исходя из приведенной нормы закона, правом на получение санаторно-курортной путевки в "дата" году истец мог воспользоваться только до "дата" года, данное право не переходит на "дата" год. Кроме того, в соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона №178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью либо одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. При этом гражданам одновременно предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной компенсации. При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов Никодимова А.И. к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, отсутствуют. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов Никодимова А.И. к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (25 июля 2011 года). Председательствующий А.В.Котихина