дело № 2-4321/11 Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Павловой Е.В., при секретаре Авраменко Е.Н., с участием представителей Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - Шеремета Д.С., Администрации Ермолинского сельского поселения - Никифоровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Ермолинского сельского поселения об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, установил: Новгородский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Ермолинского сельского поселения об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов по тем основаниям, что в нарушение действующего законодательства на территории ответчика не разработана генеральная схема очистки населенных мест, не разработаны и не заключены договоры на вывоз отходов, не рассчитаны и не обеспечены исходя из численности населения площадки для сбора мусора на территории сельского поселения, не согласованы расчетное и фактическое наличие площадок для частного сектора, не оборудованы площадки для сбора мусора на территории сельского поселения в соответствии с санитарными правилами, не установлены и не согласованы периодичность отходов с территории муниципального образования, не установлены и не согласованы размещение мест временного хранения отходов. В судебном заседании представитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - Шеремета Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Глава Администрации Ермолинского сельского поселения Никифорова Н.В. исковые требования не признала, указала, что в соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с данными нормами Федерального закона утверждены Правила сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ермолинского сельского поселения решением Советом депутатов Ермолинского сельского поселения от 14 марта 2011 года № 36, которые должны соблюдаться на территории Ермолинского сельского поселения всеми гражданами поселения. Деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от частного сектора относится в отдельному виду деятельности и согласно разъяснениям Минрегионразвития является конкурентной деятельностью, осуществление которой органами местного самоуправления муниципального образования ведет к нарушению закона о защите конкуренции. Администрация поселения не имеет права заключать договора на вывоз мусора и взимать денежные средства с граждан, что приведет к нарушению закона о коррупции, так как муниципальное образование не имеет право получать прибыль. В настоящее время проводится работа с населением в рамках организации по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора от частных домовладений, а именно проводятся собрания граждан, где предлагается установить контейнера и заключить договора на вывоз бытовых отходов и мусора. Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 14, 15 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 4, 22 закона №52-ФЗ от «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 13 закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128-4690-88, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. В соответствии с п. 2.1.3. СанПин 42-128-4690-88, для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием. Согласно п.2.1.4. СанПин 42-128-4690-88 определение необходимого количества контейнеров в зависимости от численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Как следует из п.2.2.1. СанПин 42-128-4690-8, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В силу п. 1.2. СанПин 42-128-4690-8, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Согласно п.1.8. СанПин 42-128-4690-8, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. В соответствии с п. 2.2.2. СанПин 42-128-4690-8, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. В судебном заседании установлено, что территория Ермолинского сельского поселения включает в себя 14 населенных пунктов. Вывоз мусора организован из ФИО2 осуществляется по договору от 1 февраля 2011 года на вывоз ТБО, заключенному Администрацией поселения с ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство». Согласно указанному договору вывоз ТБО осуществляется 1 раз в неделю, что является нарушением п. 2.2.1 СанПин, в соответствии с которым срок хранения отходов в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более 3 суток. В остальных населенных пунктах не организован сбор и вывоз бытовых отходов, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, график на вывоз твердых бытовых отходов, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами. Кроме этого, в остальных населенных пунктах специально оборудованные площадки для размещения контейнеров отсутствуют, договор на удаление мусора со специализированной организацией не заключен. Указанные факты подтверждаются материалами проверки Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры и не оспаривались представителем Администрации Ермолинского сельского поселения. Таким образом, Администрация Ермолинского сельского поселения в нарушение вышеперечисленных требований СанПин 42-128-4690-8 не обеспечивает организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, чем нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания, поэтому и подлежит обязанию организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов для чего: разработать генеральную схему очистки населенных мест, разработать и заключить договоры со специализированной организацией (с указанием периодичности вывоза) на вывоз твердых бытовых отходов на территории сельского поселения, рассчитать и обеспечить исходя из численности населения площадки для сбора мусора на территории сельского поселения, определить и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Новгородской обл. расчетное и фактическое наличие площадок для сбора мусора, оборудовать площадки для сбора мусора на территории сельского поселения в соответствии с санитарными правилами, установить и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Новгородской обл. периодичность удаления отходов с территории муниципального образования, установить и согласовать с районным архитектором и Управлением Роспотребнадзора по Новгородской обл. размещение мест временного хранения отходов. Согласование договоров на вывоз мусора с Управлением Роспотребнадзора по Новгородской обл. действующим законодательством не вменено в обязанности местной администрации, такое согласование в соответствии с п.1.8. СанПин 42-128-4690-8 необходимо при заключении договора жилищным органом. Ссылка представителя Администрация Ермолинского сельского поселения на отсутствие денежных средств для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения не может быть принята во внимание, так как действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами потребления и производства с их финансовыми возможностями. То обстоятельство, что приняты «Правила сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ермолинского сельского поселения», утвержденные решением Совета депутатов сельского поселения № 36 от 14 марта 2011 года, п. 4.2. которых устанавливает обязанность землепользователей своевременно заключать со специализированной организацией договоры на вывоз и захоронение отходов, осуществлять сбор отходов в контейнеры-мусоросборники, на специально установленных площадках, не сможет быть расценено, как исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, поскольку фактически сбор и вывоз мусора не осуществляется. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а так же финансовых возможностей ответчика, суд полагает указанный прокурором срок - до 1 октября 2011 года нереальным, и полагает возможным установить новый срок - до 1 декабря 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Обязать Администрацию Ермолинского сельского поселения в срок до 1 декабря 2011 года организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-8 «Санитарные Правила содержания населенных мест» для чего: разработать генеральную схему очистки населенных мест, разработать и заключить договоры - графики на вывоз отходов; рассчитать и обеспечить исходя из численности населения площадки для сбора мусора на территории сельского поселения, определить и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области расчетное и фактическое наличие площадок для сбора мусора, установить и согласовать с районным архитектором и Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области размещение мест временного хранения отходов. Взыскать с Администрации Ермолинского сельского поселения в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурора в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда, через Новгородский районный суд в течение 10 дней, начиная со дня изготовления мотивированного решения, 29 июля 2011 года. Председательствующий Е.В. Павлова Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2011 года