ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре Надеждиной Ц.В. с участием представителя истца помощника прокурора Новгородского района Кузьмина П.А., представителя ответчика МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» Лещишиной Л.Р., действующей на основании устава учреждения, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района к Муниципальному бюджетному учреждению Новгородского муниципального района «Дом молодежи» об обязании совершить определенные действия, у с т а н о в и л : Прокурор Новгородского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальной организации культуры «Панковский межпоселенческий Центр молодежной культуры и досуга» (далее Организация) об обязании провести аттестацию 10 рабочих мест. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой Новгородского района выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в деятельности ответчика, выразившиеся в том, что Организация имеет 10 рабочих мест, однако их аттестация по условиям труда не проведена. Отсутствие аттестации рабочих мест создает угрозу жизни и здоровью работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах деятельности, о необходимых средствах индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить причинение вреда здоровью. Определением суда от 28 января 2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Новгородского муниципального района. В связи с реорганизацией муниципальной организации культуры «Панковский межпоселенческий Центр молодежной культуры и досуга» путем преобразования в муниципальное бюджетное учреждение Новгородского муниципального района «Дом молодежи» определением суда от 4 марта 2011 года производство по делу было приостановлено. Определениями суда от 15 июля 2011 года производство по делу возобновлено, произведена замена ответчика: муниципальной организации культуры «Панковский межпоселенческий Центр молодежной культуры и досуга» на надлежащего ответчика - муниципальное бюджетное учреждение Новгородского муниципального района «Дом молодежи» В судебном заседании представитель истца уточнил заявленные требования: просил обязать МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в количестве 26 рабочих мест. Представитель ответчика МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» Лещишина Л.Р. исковые требования признала в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Последствия признания ответчиком иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, согласно которой, в случае признания иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, представителю ответчика разъяснены и понятны. Признание представителем ответчика иска принято судом, поскольку оно не противоречит закону, заявлено в рамках процессуальных прав стороны и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Представитель ответчика - Администрации Новгородского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой провести заседание в его отсутствие. Представитель третьего лица - Государственной инспекции по труду в Новгородской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором полагает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия представителя инспекции. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны груда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ). В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45, 46 названного Порядка). Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» зарегистрировано в качестве юридического лица. Судом из материалов дела и объяснений представителя ответчика также бесспорно установлено, что в МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» аттестация рабочих мест по условиям труда в установленном порядке не проведена. В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Учитывая, что по смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований вышеприведенных норм действующего законодательства. Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а также финансовых возможностей ответчика, суд устанавливает указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным и исполнимым. Согласно ст. 296 ГК РФ право оперативного управления включает в себя права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного имущества. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ частное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества. Согласно уставу МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» (п.1.6), полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгородского муниципального района. При таких обстоятельствах, на Администрацию Новгородского муниципального района следует возложить субсидиарную ответственность при недостаточности средств у МБУ Новгородского муниципального района «Дом молодежи» по обязательствам последнего. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск прокурора Новгородского района к Муниципальному бюджетному учреждению Новгородского муниципального района «Дом молодежи» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Новгородского муниципального района «Дом молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию по условиям труда 26 рабочих мест. Возложить на Администрацию Новгородского муниципального района субсидиарную ответственность по финансированию проведения Муниципальным бюджетным учреждением Новгородского муниципального района «Дом молодежи» аттестации рабочих мест. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - представление, в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 19 августа 2011 года. Председательствующий: И.В. Щеглов