об обязании включить в специальный стаж периоды работы,



Дело № 2-4250/11               Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

12 августа 2011 года                                                                        Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Котихиной А.В.,

при секретаре Лощаковой И.А..,

с участием истицы Емельяновой Е.А.,

представителя ответчика Кабеевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Е.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) об обязании включить в специальный стаж периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном размере, и назначить досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Емельянова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) об обязании включить в специальный стаж периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном размере, и назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что из ее специального стажа безосновательно исключены периоды нахождения на циклах усовершенствования <данные изъяты>, периоды работы в <данные изъяты>, а также периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, подлежащие исчислению в полуторном размере.

В дальнейшем Емельянова Е.А. уточнила заявленные требования, просила обязать Управление включить в ее специальный стаж в полуторном исчислении периоды нахождения на циклах усовершенствования <данные изъяты> с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата"; периоды работы в должности <данные изъяты> <адрес> с "дата" по "дата" и в должности <данные изъяты> <адрес> с "дата" по "дата"; период нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

В судебном заседании Емельянова Е.А. иск поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, пояснив, что работая в должности <данные изъяты> обслуживала смешанный контингент больных (с чистыми и гнойными ранами), отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ей до "дата" и имел место в период трудовой деятельности, включенной в специальный стаж в льготном исчислении, а потому также подлежит исчислению в полуторном размере, а циклы усовершенствования носили обязательный характер и были связаны с ее трудовой деятельностью в качестве <данные изъяты>.

Представитель ответчика Кабеева В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела суд приходит к выводу, что исковые требования Емельяновой Е.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федеральный Закон № 173-ФЗ) Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781 утверждены соответствующие Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Данным перечнем предусмотрена должность <данные изъяты>.

Указанные должности были предусмотрены и ранее действовавшим Перечнем, который являлся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066.

Таким образом, льготное исчисление стажа - год работы как год и шесть месяцев после принятия вышеназванных документов связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.

В судебном заседании из объяснений Емельяновой Е.А. и письменных материалов дела установлено, что с "дата" по "дата" истица работала в должности <данные изъяты> <адрес>.

Между тем, как следует из сообщения <данные изъяты> от "дата", в структуре лечебного учреждения отделения гнойной хирургии в период с "дата" года и по настоящее время нет, перевязки и обслуживание больных носят смешанный характер (с чистыми и гнойными ранами).

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что работа истицы в спорный период не соответствовала специфике, условиям и нагрузке работы <данные изъяты> в профильных отделениях (отделениях гнойной хирургии).

Таким образом, учитывая положения приведенных норм, принимая во внимание включение ответчиком спорного периода в специальный стаж в календарном исчислении и отсутствие правовых оснований для льготного исчисления стажа, оснований к удовлетворению исковых требований Емельяновой Е.А. в соответствующей части не имеется.

Как установлено судом и не оспаривалось стонами, с "дата" по "дата" истица находилась в отпуске по беременности и родам, а с "дата" по "дата" - в отпуске по уходу за ребенком.

Судом также установлено, что периоды с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" включены Управлением в специальный стаж истицы в календарном исчислении. Таким образом, оснований для их повторного включения в специальный стаж у суда не имеется.

В свою очередь, при разрешении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуск по уходу за ребенком с "дата" по "дата", следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления отпуска.

В соответствии с п.10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из п.2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 года "О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в силу с 01 января 1972 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком до достижения им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного Постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 года N 7/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", в соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Право на включение в льготный стаж полутора лет по уходу за ребенком у матерей возникло на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 года №667. Данным постановлением с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трехлетнего возраста.

В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Такой порядок существовал до 06 октября 1992 года, когда с учетом изменений, внесенных в КЗоТ РФ Законом РФ от 25.09.1992 года №3543-1, отпуска по уходу за детьми не стали включаться в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Следовательно, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1, ранее действовавшее законодательство предусматривало включение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из объяснений истицы и письменных материалов гражданского дела установлено, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Емельяновой Е.А. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1.

Следовательно, исходя из вышеприведенных нормативных актов спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N375/24-11, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком включаются в специальный стаж, на них распространяются установленные правила исчисления периодов работы, а учитывая, что они имели место в период работы истицы в должности, которая предусматривает льготное исчисление, надлежит обязать ответчика зачесть их в специальный стаж в льготном исчислении - год работы как год и шесть месяцев.

Судом также установлено, что в периоды с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" истица проходила циклы усовершенствования квалификации <данные изъяты>.

В соответствии со ст.ст. 196, 197 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

При таких обстоятельствах, спорные периоды также подлежит включению в специальный стаж Емельяновой Е.А., поскольку циклы усовершенствования квалификации носили обязательный характер, были непосредственно связаны с её лечебной деятельностью, в период их прохождения истице начислялась и выплачивалась заработная плата, с которой удерживались соответствующие страховые платежи.

При этом обучение истицы на циклах усовершенствования квалификации с "дата" по "дата" подлежат зачету в льготном исчислении, поскольку на данный период распространяются положения Постановления N464 от 06.09.1991 года, предусматривающего исчисление льготного стажа <данные изъяты> - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

В свою очередь, по изложенным выше мотивом оснований для исчисления в полуторном размере периода с "дата" по "дата" у суда не имеется.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Из объяснений сторон и письменных материалов дела, в судебном заседании установлено, что истица обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии и со всеми необходимыми документами "дата". При этом ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на эту дату достиг 30 лет, поэтому суд считает необходимым обязать Управление досрочно назначить истице трудовую пенсию по старости с указанного дня.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Емельяновой Е.А. надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельяновой Е.А. удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения Емельяновой Е.А. на циклах усовершенствования <данные изъяты> с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата"; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) период нахождения Емельяновой Е.А. на циклах усовершенствования <данные изъяты> с "дата" по "дата", а также период нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" зачесть в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении - год как год и шесть месяцев.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) назначить Емельяновой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с "дата".

В остальной части в удовлетворении исковых требований Емельяновой Е.А. отказать.

Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Емельяновой Е.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий           Котихина А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200