о включении периода работы в трудовой стаж



Дело №2-4889/11                                                                                Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре                             Бобуровой Ю.В.

с участием истца Тиховой Е.Л., представителя ответчика Мешковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тиховой Е.Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) об обязании зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период отпуска по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 11 апреля 1995 года, обязании назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 20 июля 2010 года,

установил:

Тихова Е.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) об обязании зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период отпуска по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 11 апреля 1995 года, обязании назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 20 июля 2010 года, указав в обоснование заявленных требований, что более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем 20 июля 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Управление же в свою очередь не включила в стаж работы истца периоды отпуска по уходу за ребёнком (до достижения полутора и трёх лет) с 06 октября 1992 года по 11 апреля 1995 года. Полагает подобные действия ответчика незаконными, а потому просит суд удовлетворить заявленные требования.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то, что после внесения изменений в КЗоТ РФ, вступивших в законную силу с 06 октября 1992 года, периоды отпуска по уходу за ребёнком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не включались.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

На день обращения Тиховой Е.Л. (20 июля 2010 года) с заявлением о назначении пенсии действовали «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», утвержденные постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года №781.

Пункт 2 указанных Правил устанавливает, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516.

Согласно п.4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды, выполняемые в течение полного рабочего дня.

В силу п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст.167 КЗоТ РФ (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ были изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до 06 октября 1992 года.

Из материалов дела следует, что в период с 29 июня 1992 года по 11 октября 1993 года, а также в период с 12 октября 1993 года по 11 апреля 1995 года истец находился в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им полутора и трёх лет соответственно. При этом, данный отпуск фактически являлся единым, не прерывался, на работу Тихова Е.Л. не выходила.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Тиховой Е.Л. начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06 октября 1992 года по 11 апреля 1995 года (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Судом в пределах исковых требований произведен расчет педагогической деятельности истицы, который на день обращения с заявлением о назначении пенсии Тиховой Е.Л. составил более 25 лет.

При разрешении иска суд руководствуется требованиями Конституции РФ (ст.39 п.1), в соответствии с которыми каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

По ч.1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Тиховой Е.Л. подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тиховой Е.Л. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) зачесть в стаж работы Тиховой Е.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период отпуска по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 11 апреля 1995 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) назначить Тиховой Е.Л. трудовую пенсию по старости с 20 июля 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Тиховой Е.Л. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 10 дней с момента составления судом мотивированного решения - 11 августа 2011 года.

Председательствующий                                                                              С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2011 года.