Дело №2-4521/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Соколова С.Б., при секретаре Фатьяновой Л.О., с участием истца Марцинковского Н.Д., представителей ответчика Касперской И.Ю., Сергеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марцинковского Н.Д. к Государственному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг вне зависимости от размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, получаемых супругой, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 072 руб. 79 коп., компенсации морального вреда, установил: Марцинковский Н.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» (далее Учреждение) об обязании производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг вне зависимости от размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, получаемых супругой, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 072 руб. 79 коп., компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истец является участником подразделений особого риска и на него распространяются гарантии по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные Законом РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон). С ДД.ММ.ГГГГ супруге истца выплачивается ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Областного закона Новгородской области от 08.09.2006 N 710-ОЗ "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями" (далее Областной закон). Между тем, в нарушение положений п.3 ст. 14 Закона Учреждение без законных оснований произвело перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), ЕДК выплачивалось в меньшем размере, а с августа 2010 года ее выплата прекращена. Истец полагает, что размер ЕДК должен ему выплачиваться на основании п.3 ст. 14 Закон, рассчитанный, в том числе на проживающую с ним супругу -Марцинковскую Н.В., без учета, ЕДК, выплачиваемой последней на основании Областного закона. Кроме того, истец указывает, что неоднократно обращался в Учреждение по вопросу порядка исчисления ЕДК, между тем, Учреждение в установленный Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, на его письменные обращения не отвечало, либо отвечало на поставленные вопросы не в полном объеме, что является основанием для компенсации морального вреда. Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Марцинковская Н.В. и Комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода (далее Комитет). В судебном заседании истец Марцинковский Н.Д. иск поддержал, пояснил, что размер ЕДК установленный п.3 ст. 14 Закона, должен быть увеличен на размер ЕДК, выплачиваемой его супруге на основании Областного закона. До ДД.ММ.ГГГГ, его супруге (Марцинковской Н.В.) размер ЕДК компенсировался в натуральной форме, а с указанной даты ей выплачивается ЕДК. Учреждение на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, направленное по факсу, ответило за пределами месячного срока, на последующие обращения Учреждение вовсе не ответило, либо ответы даны не в полном объеме, указанными неправомерными действиями Марцинковскому Н.Д. причинен моральный вред. Представитель ответчика Касперская И.Ю. иск не признала, пояснила, что между Учреждением и Комитетом по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода заключено Соглашение ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому организации обмениваются информацией о лицах, которым выплачиваются пособия, ЕДК. На основании полученной информации о получении ЕДК Марцинковской Н.В. от Комитета, истцу на основании Постановления Администрации Новгородской области от 04.03.2008 N 54 "О Порядке предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации" (далее Порядок) произведен перерасчет ЕДК, поскольку его супруге предоставлены меры социальной поддержки как ветерану труда Новгородской области. Перерасчет произведен с учетом уменьшения размера ЕДК на сумму, выплачиваемую Марцинковской Н.В. На обращения истца Учреждение отвечало в месячный срок, что подтверждается представленными истцом копиями его заявлений, на которых отмечены номера входящей корреспонденции, при том, что истцом обращения направлялись по факсимильной связи и номер входящего ему не был известен. Кроме того, Учреждение не является субъектом правоотношений по смыслу Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а потому оснований для компенсации морального вреда не имеется. Представитель ответчика Сергеева Н.А. иск не признала, пояснила, что истцом неправильно производится расчет, поскольку п.3 ст. 14 Закона для членов семьи участников подразделений особого риска предусмотрена компенсация на оплату жилой площади, иные компенсации установлены лишь для истца. Кроме того, перерасчет ЕДК произведен исходя из положений Порядка, поскольку истцом не было представлено сведений о получении ЕДК его супругой. Марцинковская Н.В., представитель Комитета, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Марцинковский Н.Д. является ветераном подразделения особого риска. В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие указанного Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением. Согласно п. 3 ст. 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Порядком предоставления на территории Новгородской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации установлено: -Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, указанным в пункте 1 Порядка (далее - заинтересованные лица), местом жительства которых является территория Новгородской области, предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (п.2); -ЕДК предоставляется из расчета 50 процентов оплаты занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам семей лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, проживающим с ними, - 50 процентов оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией (п.3); -Расчет ЕДК производится в следующем порядке: в течение первых 6 месяцев - в размере, определенном исходя из суммы фактически начисленных платежей по оплате за жилое помещение и за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией за месяц, предшествующий подаче заявления; в течение каждых последующих 6-месячных периодов (далее - выплатной период) - в размере, определенном после проведения перерасчета на основании оригиналов платежных документов за предшествующий выплатной период (п.9); -Граждане обязаны своевременно информировать государственное учреждение об изменении условий, используемых для расчета ЕДК (изменение места жительства, переход на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по другим основаниям) (п.13); -Предоставление ЕДК прекращается в случае перехода на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по другим основаниям, предусмотренным законодательством (п.14); -В случае предоставления ЕДК в завышенном размере по вине заинтересованного лица (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на расчет ЕДК) необоснованно полученные средства засчитываются в счет будущей ЕДК (п.15). Материалами дела также установлено, что Марцинковский Н.Д. является получателем ЕДК на основании п.3 ст. 14 Закона. Учреждением за период с января по июль 2010 года произведен перерасчет ЕДК, выплачиваемой истцу за вычетом ЕДК, выплачиваемой супруге истца как ветерану труда Новгородской области. Согласно сведениям Комитета Марцинковская Н.В. является ветераном труда Новгородской области с ДД.ММ.ГГГГ, и ей на основании Постановления Администрации Новгородской области от 15.12.2008 N 453 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в денежной форме отдельным категориям граждан, проживающим на территории Новгородской области" выплачивается ЕДК по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии со ст. 2 Областного закона Новгородской области от 08.09.2006 N 710-ОЗ "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями" ветеранам труда Новгородской области предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией области. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и распространяются на проживающих совместно с ветераном труда Новгородской области и находящихся на его иждивении (то есть на полном содержании или получающих от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию); компенсация 50 процентов расходов по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение сетевым газом, вывоз бытовых и других отходов и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных уполномоченными органами в порядке, установленном жилищным законодательством); оплата 50 процентов стоимости электрической энергии, сжиженного газа с учетом доставки до потребителя. В силу ч.2 ст. 3 Областного закона гражданину, имеющему одновременно право на получение социальной поддержки одной и той же формы по нескольким основаниям, указанным в настоящем областном законе и ином областном законе, федеральном законе, ином нормативном правовом акте Российской Федерации, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Аналогичное положение содержится в ст. 3 Закона, в соответствии с которым если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Социальная поддержка граждан - система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям гражданам. В зависимости от основания социальной поддержки - принадлежности к категории инвалидов, ветеранов труда, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п., система мер различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки могут повторяться, в связи с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом одной и той же меры социальной поддержки более одного раза. Исходя из положений п.3 ст. 14 Закона и ст. 2 Областного закона, Марцинковская Н.В. относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, как ветеран труда, и как член семьи ветерана подразделений особого риска. При тех обстоятельствах, что Марцинковской Н.В. выбраны меры социальной поддержки как ветерану труда Новгородской области, получающей до ДД.ММ.ГГГГ компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг в натуральной форме, а с указанного периода в виде ЕДК, Учреждение правомерно, с учетом положений п.п. 13, 14, 15 Порядка произвело перерасчет, выплачиваемой Марцинковскому Н.Д. ЕДК, и производит выплату в настоящее время, за вычетом ЕДК, получаемой Марцинковской Н.В., как ветераном труда Новгородской области, поскольку гарантии, установленные Законом и Областным законом являются одной и той же мерой социальной поддержки, получение которой более одного раза не допускается. Кроме того, получаемые ЕДК Марцинковским Н.Д. и Марцинковской Н.В. по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в общей сумме являются равными ЕДК, которое могло быть выплачено Марцинковскому Н.Д., в случае, если бы Марцинковская Н.В. не выбрала меры социальной поддержки как ветеран труда. В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Статьей 1099 ГК РФ установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения к должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.2). Обращение, поступившее к должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ст.9). Письменное обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ст.16). Исходя из положений Устава Учреждения является государственным учреждением, созданным для оказания услуг в сфере социальной защиты, т.е. при осуществлении своей деятельности указанное учреждение не осуществляет властных полномочий как орган государственной власти. На правоотношения, возникшие между Марцинковским Н.Д. и Учреждением, положения указанного федерального закона не распространяются, а потому оснований для компенсации морального вреда, на основании ст. 16 Федерального закона не имеется. При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Марцинковскому Н.Д. следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Марцинковского Н.Д. к Государственному учреждению «Центр жилищных субсидий и социальных выплат» об обязании производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг вне зависимости от размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, получаемых супругой, произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 072 руб. 79 коп., компенсации морального вреда, отказать. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 22 августа 2011 года. Председательствующий С.Б. Соколов