Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года Великий Новгород. Новгородский районный суд Новгородской области в составе: Председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре: Надеждиной Ц.В., с участием представителя заявителя Старунской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стародумова В.Л. о признании бездействия Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области незаконным и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, у с т а н о в и л : Стародумов В.Л. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является собственником коттеджа и гаража, расположенных на земельном участке с кадастровым № площадью 12 215 кв.м. по <адрес> Руководствуясь ст.36 Земельного кодекса, 17.06.2011 г. Стародумов В.Л. обратился в ТУ Росимущества в Новгородской области с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости и ведения личного подсобного хозяйства. До настоящего времени заявление Стародумова В.Л. не рассмотрено. Учитывая изложенное, заявитель просит признать бездействие ТУ Росимущества в Новгородской области незаконным и обязать его в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить со Стародумовым В.Л. договор купли-продажи земельного участка. Заявитель Стародумов В.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя Старунская Т.В. в судебном заседании доводы заявления поддержала. Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки от 20.09.2011 г., о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. На основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившегося представителя ТУ Росимущества в Новгородской области. Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено, что Стародумов В.Л. является собственником коттеджа общей площадью 269,9 кв.м. здания гаража и помещения для охраны общей площадью 78,7 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №. Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 53:11:1500312:18, образованном из земельного участка с кадастровым № и находящимся в собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом №. и свидетельством о государственной регистрации права № Ранее земельный участок с кадастровым № был предоставлен Стародумову В.Л. в аренду сроком с 12.02.2009 года по 11.02.2058 года на основании договора аренды № земельного участка от 24.02.2009 г. (имеется в материалах исследованного в судебном заседании гражданского дела №). Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества - пункт 5.3 Положения; - организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже - пункт 5.4 Положения; - заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество - пункт 5.6 Положения; - принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности - пункт 5.39 Положения. Таким образом, принятие решений об отчуждении земельных участков, в том числе заключение договоров купли-продажи земельных участков, распоряжение ими относится к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При этом, из содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05 июня 2008 года, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В данном случае государственным органом, уполномоченным осуществлять функции по распоряжению государственным имуществом на территории Новгородской области является ТУ Росимущества в Новгородской области. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Поскольку Стародумов В.Л. является собственником объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке с кадастровым №, он имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка. Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственности или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Стародумов В.Л. обратился в ТУ Росимущества в Новгородской области с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью 12 215 кв.м. для эксплуатации объектов недвижимости и ведения личного подсобного хозяйства. Указанное заявление с приложениями направлено заявителем по почте и поступило в ТУ Росимущества в Новгородской области 17.06.2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. В соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, (в редакции Приказов Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282, от 29.11.2010 N 584) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения должны прилагаться следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; 6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. К заявлению Стародумова В.Л. от 17.06.2011 г. приложены: копия паспорта заявителя, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый паспорт земельного участка, копия договора аренды земельного участка от 24.02.2009 г., копии свидетельств о государственной регистрации права № от 01.10.2008 года, т.е. все необходимые документы, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370, исходя из статуса Стародумова В.Л. как физического лица. По настоящее время какого-либо решения в установленном законом порядке по заявлению Стародумова В.Л. ТУ Росимущества в Новгородской области не принято. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Каких-либо доказательств, опровергающих доводы заявления Стародумова В.Л. о незаконности бездействия ТУ Росимущества в Новгородской области, последним в судебное заседание не представлено. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ ТУ Росимущества в Новгородской области в установленный законом месячный срок не произвело действий, необходимых для реализации прав заявителя, данное обстоятельство свидетельствует о незаконности бездействия государственного органа, в связи с чем, суд обязывает ТУ Росимущества в Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке заявление Стародумова В.Л. о предоставлении ему в собственность земельного участка. В связи с тем, что ТУ Росимущества в Новгородской области освобождено от уплаты госпошлины (п.19 ст.333.36 НК РФ), расходы по госпошлине должны быть возвращены заявителю из местного бюджета. В ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о возмещении расходов Стародумова В.Л. на оплату услуг представителя по участию в рассмотрении данного гражданского в размере 10 000 рублей, согласно договору на оказание консультационно-представительских (юридических) услуг от 01.09.2011 года и квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. Действующее гражданское процессуальное законодательство (ст.94 ГПК РФ) относит расходы на оплату услуг представителей к издержкам, связанным непосредственно с рассмотрением дела. Учитывая объем выполненных представителем заявителя работ по гражданскому делу №, включая подготовку необходимых документов в обоснование требований искового заявления, участие в судебном заседании, суд полагает, что, с учетом требований разумности, указанных в ст.100 ГПК РФ, применительно к возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда, расходов на оплату услуг представителя в пользу Стародумова В.Л. следует взыскать сумму в размере 3 000 рублей. При этом, поскольку налоговым законодательством установлено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, однако освобождение от уплаты иных судебных расходов, к которым в силу ст. 94 ГПК РФ относятся, в том числе и расходы по оплате услуг представителей, указанных органов налоговым законодательством не предусмотрено, указанная сумма в пользу Стародумова В.Л. подлежит взысканию с ТУ Росимущества в Новгородской области. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление Стародумов В.Л. - удовлетворить. Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области по заявлению Стародумова В.Л. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью 12 215 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке по существу вопрос о заключении со Стародумовым В.Л. договора купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 12 215 кв.м., расположенного по <адрес> для эксплуатации объектов недвижимости и ведения личного подсобного хозяйства. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области в пользу Стародумова В.Л. расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей. Возместить из средств местного бюджета Стародумову В.Л. расходы по госпошлине в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Новгородский районный суд, то есть с 28 сентября 2011 года. Председательствующий И.В. Щеглов