об оспаривании действий ГУ УП в Великом Новгороде



Дело №2-5777/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                   Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

Председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре: Надеждиной Ц.В.,

с участием представителя заявителя Чудилова О.А.,

представителя заинтересованного лица Волковой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведев Г.А. об оспаривании решения органа государственной власти - ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области,

у с т а н о в и л :

Медведев Г.А. обратился в Новгородский районный суд с заявлением об оспаривании решения Пенсионного Фонда.

В обоснование заявления указал, что 30.01.1996 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 16.08.1996 г. встал на учет в межрайонной ИФНС , 26.11.2004 был внесен в ЕГРИП. С 2008 года он не осуществляет предпринимательской деятельности и не получает с нее дохода. 17.06.2011 г. в ЕГРИП была внесена запись о прекращении деятельности Медведева Г.А. в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем, требованием начальника Управления ПФ в г. В.Новгород от 27.04.2011 заявителю указано на необходимость уплатить задолженность по страховым взносам за 2010 г. в сумме 12 371 руб. 43 коп. Требованием от 09.08.2011 г. Медведев Г.А. обязан уплатить недоимку за 2011 г. в размере 7 911 руб. 16 коп. Заявитель полагает указанные решения Пенсионного Фонда необоснованными, поскольку фактически в 2010 г. и 2011 г. он не осуществлял предпринимательскую деятельность и требования Пенсионного Фонда несоразмерны его доходам, нарушают право на достойную жизнь, т.к. единственным источником дохода Медведева Г.А. является пенсия. Исполнение данных требований существенно ухудшит материальное положение заявителя, лишив права на прожиточный минимум, гарантированный государством.

Заявитель Медведев Г.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его интересы в судебном заседании по доверенности представляет Чудилов О.А..

Представитель заявителя Чудилов О.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал. Дополнительно пояснил, что Медведев Г.А. в настоящее время является пенсионером по возрасту, в связи с чем, имеет право на получение предусмотренной законом пенсии, при этом, не внося дополнительных платежей в Пенсионный фонд, поскольку именно на государстве лежит обязанность социального обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста.

Представитель заинтересованного лица Волкова Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования Медведева Г.А. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление Медведева Г.А. не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК ПФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Медведев Г.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность 17.06.2011 г., о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись.

27.04.2011 г. и 09.08.2011 г. ГУ УПФ РФ в г. В.Новгороде Медведеву Г.А. выставлены требования об уплате задолженности по страховым взносам на 12 371 руб. 43 коп. и 7 911 руб. 16 коп. соответственно.

Анализируя доводы заявления относительно незаконности оспариваемых требований, суд исходит из следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Закон N 212-ФЗ выделяет несколько видов страховых взносов:

- взносы на обязательное пенсионное страхование, которые уплачивают в ПФР;

- взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые уплачивают в ФСС РФ;

- взносы на обязательное медицинское страхование, которые уплачивают в Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Страхователи подразделяются на две категории (ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

К первой категории относятся те, кто производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ко второй категории относятся страхователи, которые не производят названные выплаты. Это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (так называемые самозанятые лица). Они уплачивают страховые взносы за себя.

Согласно ч.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Пункт 3 ст.2 Закона №212-ФЗ говорит именно о том, что лицо осуществляет деятельность без образования юридического лица, а не о том, осуществляется деятельность фактически или нет.

Понятие государственной регистрации определено в ч.2 ст.1 ФЗ от 08.08.2001г. №29-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, гражданин является индивидуальным предпринимателем, пока в государственный реестр не будет внесена соответствующая запись о прекращении им предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст.6 Закона №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

Согласно ч.1 ст. 14 Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

До вступления в силу Закона №212-ФЗ порядок уплаты индивидуальными предпринимателями как самозанятых граждан страховых взносов в Пенсионный фонд РФ регламентировался Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно нормам Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в виде фиксированного платежа. Их размер исчислялся в зависимости от стоимости страхового года.

Природа страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в связи с вступлением в силу Закона №212-ФЗ не изменилась. Они уплачиваются в фиксированном размере, независимо от ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.

Таким образом, пока гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он обязан уплачивать страховые взносы. Закон не освобождает предпринимателей, по каким-либо причинам временно не осуществляющих коммерческую деятельность, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в государственные внебюджетные фонды.

Относительно доводов представителя заявителя о том, что Медведев Г.А. должен быть освобожден от уплаты взносов в Пенсионный фонд, поскольку сам является пенсионером и находится в силу возраста на социальном обеспечении государства, суд отмечает следующее.

Право на трудовую пенсию в соответствии с ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу с 01 января 2002 года, имеют граждане Российской Федерации, застрахованные согласно ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3). При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж гражданина, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2).

Согласно ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" структура трудовых пенсий складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формировалась за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансировались за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально возмездный характер. Возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодателем связано, в том числе, и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста.

В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этой пенсии производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно выявленному Конституционным Судом РФ в определениях N 164-0 и № 165-0 от 12.04.2005 года, N 183-0 от 12.05.2005 года конституционно-правовому смыслу, нормативные положения п. п. 1 - 3 ст. 28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Между тем, как следует из требований ГУ УПФ РФ в г. В.Новгороде от 27.04.2011 г. и 09.08.2011 г., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии Медведеву Г.А. не начислялись. В свою очередь, освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров от уплаты иных страховых взносов (в том числе взносов на страховую часть трудовой пенсии), действующее законодательство не предусматривает. Фиксированный платеж на финансирование страховой части трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Таким образом, каких-либо оснований для признания выставленных Медведеву Г.А. требований ГУ УПФ РФ в г. В.Новгороде от 27.04.2011 г. и 09.08.2011 г. незаконными и необоснованными, у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Соответственно, уплачиваемые Медведевым Г.А. суммы страховых взносов в Пенсионный фонд могут быть учтены лишь при расчете назначенной ему трудовой пенсии.

Учитывая изложенное, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных Медведевым Г.А. требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Медведева Г.А. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Новгородский районный суд, то есть с 4 октября 2011 года.

Председательствующий                                                             И.В. Щеглов