Дело № 2-5442/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре Надеждиной Ц.В., с участием: представителей истицы Поповой М.А., Ефремова Б.А., действующих на основании доверенностей, представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Рябовой А.Н., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Е.А. к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставления во внеочередном порядке жилого благоустроенного помещения площадью от 18 до 36 кв.м., у с т а н о в и л: Попова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, площадью от 18 до 36 кв.м. В обоснование иска указала, что 23.07.2010 г. при пожаре сгорел жилой дом, расположенный по <адрес> в котором она постоянна проживала и зарегистрирована по настоящее время. Дом признан непригодным для проживания. Распоряжением Администрации В.Новгорода от 06.08.2010 г. Попова Е.А. принята на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, с заведением учетного дела №. Кроме того, Постановлением Администрации В.Новгорода от 12.01.2011 г. № Попова Е.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако по обоим основаниям истица состоит на учете без права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2010 года по делу № было признано, что поскольку на момент рассмотрения дела судом обучение и пребывание Поповой Е.А. в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее - РАГС), где она находится на полном государственном обеспечении, еще не окончено, то в силу закона право на внеочередное обеспечение жилым помещением до окончания пребывания в образовательном учреждении у нее не возникло. Истица не оспаривает указанное решение суда, тем не менее, считает, что ее право на жилище нарушено, поскольку она вправе претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения по п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, как лицо, чье жилье признано в установленном порядке непригодным для проживания. Впоследствии исковые требования были уточнены. Согласно уточненным исковым требованиям, истица просит обязать Администрацию Великого Новгорода обеспечить ее отдельным благоустроенным жильем (квартирой) площадью от 18 до 36 кв.м., в соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ. Истица Попова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее интересы на основании доверенностей представляют Попова М.А. и Ефремов Б.А. Представитель истицы Попова М.А. в судебном заседании исковые требования в уточненном виде поддержала. Пояснила, что на время каникул и в ходе проведения различных санитарных мероприятий Попова Е.А., как и остальные студенты выселяются из помещений общежития РАГС, где истица в настоящее время обучается. Соответственно, не имея никакого жилого помещения, Попова Е.А. фактически оказывается «на улице». Летом 2011 года истица была вынуждена проживать в помещении жилого маневренного фонда, предоставленном Поповой М.А., где кроме них также проживает Попов А.В. То есть фактически в одной комнате проживали три разных семьи. Представитель истицы Ефремов Б.А. в судебном заседании исковые требования в уточненном виде поддержал. Пояснил, что истица Попова Е.А., являясь малоимущей и, будучи поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с учетом того, что сгоревший дом был единственным для нее местом проживания, имеет законные основания для получения благоустроенного жилья во внеочередном порядке. Действующее законодательство не ограничивает возможность получения гражданином жилого помещения во внеочередном порядке по одному из оснований, предусмотренных ч.2 ст.57 ЖК РФ, тем обстоятельством, что данный гражданин состоит на учете по другому основанию указанной статьи. Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода Рябова А.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что Попова Е.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время истица проходит обучение в РАГС, где находится на полном государственном обеспечении. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а также ст. 11 Областного закона от 06.05.2005 года №468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указанные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, обеспечиваются жилой площадью вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. Таким образом, до окончания обучения, права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения у Поповой Е.А. не возникло. Суд, выслушав представителей истицы, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела № 2-5442/2011 и гражданского дела №2-6158/10, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истица Попова Е.А. с 6 мая 1992 года была зарегистрирована и проживала в <адрес>. Распоряжением Администрации Великого Новгорода № 3137рм от 10.08.2009 года Попова Е.А. отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при этом за ней сохранено право на жилое помещение по <адрес> 23 июля 2010 г. в <адрес> произошел пожар, что подтверждается соответствующим актом <данные изъяты> По данному факту постановлением следователя СУ при УВД по Великому Новгороду от 10.08.2010 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 167 УК РФ <данные изъяты> Следственные действия по данному уголовному делу в настоящее время приостановлены, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Как следует из акта обследования состояния объекта от 15.09.2010 г., составленного Межведомственной комиссией Администрации Великого Новгорода, <адрес> значительно поврежден пожаром и для проживания в существующем состоянии не пригоден <данные изъяты> Данный акт составлен в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Указанные обстоятельства установлены также вступившими в законную силу решениями Новгородского районного суда по гражданским дела № и №. Согласно ответу на запрос №он от 07.09.2011 г. Управления по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода, Попова Е.А. не имеет жилого помещения, приобретенного в собственность бесплатно, в порядке приватизации, на территории Великого Новгорода и не использовала свое право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования на территории Великого Новгорода <данные изъяты> Согласно уведомлению № от 09.09.2011 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области на Попову Е.А. какие-либо объекты недвижимого имущества не зарегистрированы <данные изъяты> Таким образом, иного жилого помещения, пригодного для проживания, Попова Е.А. не имеет. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Постановлением Администрации В.Новгорода от 06.08.2010 г. № 3500 Попова Е.А. признана малоимущей и принята на учет (как семья в составе 1 человека) в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма <данные изъяты> Постановлением Администрации В.Новгорода №23 от 12.01.2011 года Попова Е.А., относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (<данные изъяты> В данном случае суд не может принять доводы представителя ответчика о том, что до окончания обучения в РАГС, где Попова Е.А. находится на полном государственном обеспечении, права на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения у нее не возникло. Действительно, согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Аналогичные положения закреплены в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в ст. 11 Областного закона от 06.05.2005 года №468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Между тем, согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Таким образом, вне зависимости от нахождения Поповой Е.А. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она вправе претендовать на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо, чье жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, то есть по основаниям, предусмотренным п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Суд приходит к указанному выводу учитывая и то, что, как установлено вступившими в законную силу решениями Новгородского районного суда по гражданским делам № и №, дом <адрес>, а также домашнее имущество с 2007 г. застрахованными не являлись, денежные выплаты в результате произошедшего 23.07.2010 г. пожара, Поповой Е.А., а также иным лицам, проживающим в указанном доме, не производились. Кроме того, суд учитывает, что, как следует из справки зам. начальника Административно-хозяйственного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ, согласно Распоряжения ректора №123 от 25 августа 2009 года, все студенты, аспиранты, докторанты очной формы обучения на летние каникулы июль-август выселяются из общежития <данные изъяты> Таким образом, на период выселения из общежития, Попова Е.А. фактически остается без жилища, что противоречит положениям ст.40 Конституции Российской Федерации, поскольку единственное закрепленное за ней жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Поповой Е.А. к Администрации Великого Новгорода. Определяя размер, предоставляемого Поповой Е.А. жилого помещения по договору социального найма, суд исходит из положений ст.50 ЖК РФ и п.11.6 Решения Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 г., согласно которых норма предоставления жилого помещения по договору социального найма соответствует 18 кв.м. Также суд учитывает положения ч.2 ст.58 ЖК РФ, согласно которой, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Поповой Е.А. к Администрации Великого Новгорода - удовлетворить. Обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить Поповой Е.А. во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 23 сентября 2011 г. Председательствующий: И.В. Щеглов