о понуждении органа местного самоуправления к ликвидации несанкционированной свалки на территории Великого Новгорода



Дело №2-5362/11                                                                                Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре                                           Бобуровой Ю.В.

с участием Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Шеремета Д.С., представителя Комитета по охране окружающей среды и природоохранных ресурсов Новгородской области Волкова В.С., представителя Администрации Великого Новгорода Климовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Великого Новгорода об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную возле карьеров в жилом районе вблизи дома корпус по <адрес> и дома № по улице ФИО2,

установил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор (далее - Природоохранный прокурор) обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную возле карьеров в жилом районе вблизи дома № корпус по <адрес> и дома по улице ФИО2, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Природоохранной прокуратуры совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области (далее - Комитет) проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды. В ходе проведения названной проверки установлено, что в карьерах в жилом районе вблизи дома № корпус по <адрес> и <адрес> по улице ФИО2 имеется несанкционированная свалка мусора, что ухудшает состояние окружающей среды. Поскольку в силу действующего законодательства именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации ликвидации свалок твёрдых бытовых отходов и мусора, постольку Природоохранный прокурор просит суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании Природоохранный прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что разумный срок для удаления выявленной свалки не должен превышать 30 дней.

Представитель Комитета согласился с заявленными требованиями, поддержав обстоятельства, изложенные в иске. Дополнительно объяснив, что свалка расположена на территории Великого Новгорода, а потому именно Администрация должна её ликвидировать. Лица, которые организовали данную свалку в настоящее время не выявлены.

Представитель Администрации исковые требования не признал, указав, что полномочия по ликвидации свалок переданы Администрацией в Комитет по ЖКХ Великого Новгорода, который в свою очередь передал данные полномочия в МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство». Полагала, что имеющийся мусор нельзя считать свалкой ввиду незначительности его объёма. МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» часть мусора должна была убрать ДД.ММ.ГГГГ года, но для вывоза обнаруженного строительного мусора необходима специальная техника, для чего потребуется время.

Выслушав Природоохранного прокурора, представителя Комитета и представителя Администрации, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Природоохранной прокуратуры совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, о чём составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлено, что обводнённый карьер вблизи дома № корпус по <адрес> <адрес> и лежащая вокруг него территория замусорены отходами производства и потребления: бутылками, банками, бумажными и полиэтиленовыми отходами, покрышками, старой техникой и др. В 17 м на северо-восток от уреза воды размещены отходы асфальта, а также три железобетонные опоры. Карьер у дома № по улице ФИО2 и прилегающий к нему земельный участок также замусорены аналогичными отходами.

Изложенные в названной справке факты подтверждаются и представленными фотографиями и не оспаривались представителем ответчика.

Согласно п.1 и п.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

По п.1 и п.2 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом размещение любых отходов должно осуществляться на специально отведённых для этого местах, должных быть оборудованными в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, обнаруженные твёрдые бытовые отходы и иной мусор, фактически расположены в том месте, которое не отведено для этого специально, а потому являются несанкционированной свалкой, которая подлежит её ликвидации.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка мусора, находится в ведении Администрации.

Исходя из п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В Уставе Великого Новгорода, принятого решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в статье 35 указано, что к собственным полномочия Администрации относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Великого Новгорода.

Учитывая приведённые выше нормы действующего законодательства, именно Администрация Великого Новгорода обязана организовывать ликвидацию всех несанкционированных свалок на территории Великого Новгорода.

Тот факт, что Администрация приведённые полномочия передала иным своим структурам, не снимает с неё возложенной законом обязанности, и именно ответчик должен как организовывать ликвидацию несанкционированных свалок, так и осуществлять контроль за совершением подобных действий.

Следовательно, исковые требования Природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая, что для уборки выявленного строительного мусора требуется применение специальной техники, суд считает необходимым установить срок, в течение которого несанкционированная свалка подлежит её ликвидации, а именно 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Великого Новгорода в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную возле карьеров в жилом районе вблизи дома № корпус по <адрес> и дома по улице ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 10 дней с момента составления судом мотивированного решения - 20 сентября 2011 года.

Председательствующий                                                                            С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года