об обязании предоставить на праве аренды земельный участок



Дело № 2-5930/2011                       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года                                                                         Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Котихиной А.В.,

при секретаре Бобуровой Ю.В..,

с участием истицы Ивановой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.А. к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области об обязании предоставить на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>,        

у с т а н о в и л:

Иванова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее по тексту - КУГИ), указав в заявлении, что является инвалидом <данные изъяты>. "дата" она обратилась в КУГИ с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Однако в данной просьбе ответчиком было отказано, поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства может осуществляться только путем продажи с аукциона. Истица считает отказ незаконным, т.к. он противоречит положениям действующего законодательства о социальной защите инвалидов и просит обязать КУГИ предоставить ей, как инвалиду, земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес> без проведения аукциона.

В судебном заседании истец Иванова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что их семья в составе 4-х человек в настоящее время проживает в двухкомнатной квартире, на предоставленном участке намерены построить жилой дом.

Представитель ответчика КУГИ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Иванова Т.А. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой "номер".

"дата" истица обратилась в КУГИ с заявлением о выделении ей, как инвалиду, земельного участка в <адрес> для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Письмом от "дата" "номер" КУГИ отказал Ивановой Т.А. в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что ст.30.1Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только путем проведения аукционов. Правовых оснований для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона не имеется.

Между тем, суд полагает, что у Ивановой Т.А. имеются предусмотренные законом основания для получения земельного участка в первоочередном порядке.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от "дата" № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Положения статьи 17 Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. Анализируя содержание Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании, Иванова Т.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит (ответ Управление "номер" от "дата").

Судом также установлено, что Ивановой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности двухкомнатная квартира (общая площадь 42,5 кв.м., жилая - 27,3 кв.м.) по адресу: <адрес>, помимо истицы в данной квартире зарегистрированы и проживают еще 3 человека, которые как установлено судом, являются членами ее семьи.

Поскольку все проживающие по указанному адресу лица имеют право пользования данным жилым помещением и подлежат учету при определении критерия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, на каждого зарегистрированного в квартире члена семьи Ивановой Т.А. приходится по 10,625 кв. м. площади, что ниже установленной в г. <адрес> учетной нормы площади жилого помещения, которая, согласно решению Думы "номер" от "дата" «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной нормы площади жилого помещения», составляет 14 кв.м.

Таким образом, суд полагает установленным, что Иванова Т.А. вправе, как инвалид, претендовать на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона.

Действительно, указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления инвалидам земельных участков для указанных в Федеральном законе целей.

Однако реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона. Положение статьи 17 Федерального закона является нормой прямого действия и подлежит применению вне зависимости от обстоятельств, на которые ссылался ответчик в своем письменном отказе.

Суд учитывает, что аукцион представляет собой продажу объектов, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов.

Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору аренды аукцион не проводится.

Учитывая изложенное, требования Ивановой Т.А. основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                               р е ш и л:

Исковое заявление Ивановой Т.А. удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению государственным имуществом области предоставить Ивановой Т.А. на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес> без проведения аукциона (торгов).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                       Котихина А.В.