Дело № 2-5745/11 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2010 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арзумановой Т.А., при секретаре Павловой Е.В., с участием представителя истца Кузнецова Е.Ю., истца Крашковец Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Великого Новгорода, предъявленного в интересах Крашковец Н.О. к Администрации Новгородского Муниципального района об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Великого Новгорода, в интересах Крашковец Н.О., обратился в суд с заявлением к Администрации Великого Новгорода о признании отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и об обязании поставить на учет для получения жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование указав, что Крашковец Н.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения остались сиротами после лишения их родителей родительских прав. Ранее семья Крашковец была зарегистрирована по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ семья переехала по адресу <адрес> и в том же году все члены семьи были сняты с учета в связи с отчуждением квартиры. Мать истца Крашковец Н.О. по договору дарения приобрела однокомнатную квартиру в доме <адрес>, где вся семья была зарегистрирована. В ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была продана, в результате чего семья Крашковец переехала в деревню <адрес>, где все проживали без регистрации. С ДД.ММ.ГГГГ дети находились в школе-интернате <данные изъяты> Интернат неоднократно обращался с заявлениями о принятии детей на учет на внеочередное обеспечение жильем, однако органами местного самоуправления Новгородского района и Великого Новгорода отказали им в принятии на учет. В ДД.ММ.ГГГГ Крашковец Н.О. закончила интернат и поступила в профессиональное училище №. ДД.ММ.ГГГГ Крашковец Н.О. подала заявление в Управление по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, однако в этом ей также было отказано. На основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор Великого Новгорода просит обязать Администрацию Великого Новгорода поставить Крашковец Н.О. на льготную очередь на получение жилья. В ходе рассмотрения дела по инициативе истца Крашковец Н.О. была произведена замена ответчика с Администрации Великого Новгорода на Администрацию Новгородского муниципального района. Уточнив исковые требования, Крашковец Н.О. просила обязать Администрацию Новгородского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории Новгородского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель прокуратуры Великого Новгорода Кузнецов Е.Ю. поддержал иск по изложенным в исковом заявлении доводам. Истец Крашковец Н.О., поддерживая исковые требования, пояснила, что собственного жилья, а также регистрации по месту жительства и по месту пребывания не имеет, живет в <адрес> в частном доме, принадлежащем родственникам ее сожителя. Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района и представитель третьего лица Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. Представитель ответчика в письменных возражениях на иск просил отказать в его удовлетворении, сославшись на пропуск срока исковой давности и отсутствии законных оснований для обеспечения Крашковец Н.О. жильем, поскольку до 23 лет та не была поставлена на учет на внеочередное получение жилья и не обращалась по поводу принятия на такой учет. Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев личное дело Крашковец Н.О., суд считает иск прокуратуры Великого Новгорода обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом из письменных материалов дела установлено, что решением Новгородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца Крашковец Н.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО14 и ФИО15. На основании приказа Отдела образования Новгородского района от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетние дети, как оставшиеся без попечения родителей, направлены в Тесово-Нетыльскую вспомогательную школу-интернат. Закрепленного за ними жилья не имеется, поскольку семья Крашковец, состоящая из 4-х человек, ранее проживавшая в Великом Новгороде, а с ДД.ММ.ГГГГ после продажи жилья в Великом Новгороде проживала без регистрации по месту жительства в самовольно занятом доме барачного типа в <адрес>. В период проживания в <данные изъяты> вспомогательной школе-интернате (далее - Интернат) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Крашковец Н.О. значилась зарегистрированной по месту жительства по адресу нахождения Интерната. Из личного дела Крашковец Н.О. установлено, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ руководство Интерната неоднократно обращалось в органы местного самоуправления по месту выявления и обустройства детей, то есть в Сырковскую сельскую администрацию и в Администрацию Новгородского района, а также в орган местного самоуправления по месту их рождения и проживания - в Администрацию Великого Новгорода с заявлениями о принятии этих детей на учет на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с предусмотренными законом гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако многочисленные заявления Интерната о принятии Крашковец Н.О. и ее брата на учет не были удовлетворены. При этом Администрация Великого Новгорода ссылалась на то, что вопрос обеспечения детей жильем относится к компетенции Администрации Новгородского района, где дети проживали последние 2 года в <адрес>, были выявлены и направлены в Интернат. Администрация Новгородского района, отказывая в принятии на учет, сослалась на то, что дети должны быть обеспечены жильем Администраций Великого Новгорода, то есть по месту рождения и проживания детей в Великом Новгороде. Из объяснений истца Крашковец Н.О. установлено и подтверждается документально, что жилых помещений в собственности либо на ином праве она не имеет, проживает в <адрес>, который принадлежит родственникам ее сожителя. Регистрации по месту жительства или по месту пребывания она на данный момент не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Крашковец Н.О. обратилась в Управление по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода (далее - Управление) с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии со ст.11 Областного закона от 06.05.2005 года №468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Отказывая ей в этом, Управление указало на отсутствие законных оснований для принятия на учет ввиду того, что льгота предусмотрена для данной категории лиц, до достижения ими 23-летнего возраста, а Крашковец Н.О. на момент обращения исполнилось уже 27 лет. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 08.02.1998 года №17-ФЗ, действовавшей в период пребывания и на момент окончания пребывания Крашковец Н.О. в Интернате, установлено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (ч.3 ст.8). Ввиду того, что Крашковец Н.О. не имела закрепленного жилого помещения, то в силу приведенных положений закона, будучи воспитанником Интерната, на основании заявлений руководства этого воспитательного учреждения она должна была быть принята на учет либо Администрацией Новгородского района (по месту выявления и первичного устройства в Интернат) либо Администрацией Великого Новгорода (по месту регистрации ее рождения в Новгороде), а по окончании пребывания в Интернате в ДД.ММ.ГГГГ - обеспечена вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм. Неправомерный отказ органов местного самоуправления Новгородского района и Великого Новгорода в принятии Крашковец Н.О. на учет в последствии повлек нарушение ее социальных прав на обеспечение жильем, гарантированных названным выше Федеральным законом №159-ФЗ. По изложенным мотивам, принимая во внимание место ее фактического проживания в Новгородском районе, в целях восстановления прав Крашковец Н.О. суд обязывает Администрацию Новгородского муниципального района предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Новгородского муниципального района не ниже социальных норм, отвечающее требованиям, установленным действующим законодательством. При этом доводы ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском судом во внимание не принимается по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 8 названного выше Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 11 Областного закона от 06.05.2005 года № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» в действующей редакции от 05.02.2009 года установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области. Из приведенного положения закона следует, что дети указанной категории и лица из их числа, принятые на учет своевременно, то есть до 23 лет, подлежат в последствие обеспечению жилым помещением без ограничений по возрасту. Обязанность по предоставлению таким лицам жилого помещения сохраняется за органом местного самоуправления до фактического исполнения данной обязанности. Следовательно, срок исковой давности к таким случаям применению не подлежит. Действительно, на момент обращения в суд с настоящим иском Крашковец Н.О. исполнилось № лет. Вместе с тем, поскольку она, будучи воспитанником Интерната, имела право состоять на учете на внеочередное обеспечение жильем, но неправомерно не была принята на такой учет по вине органов местного самоуправления, то данное обстоятельство не должно повлечь для нее наступление таких неблагоприятных правовых последствий как утрата гарантированного законом права на жилье. В таком случае на нее должно распространяться положение, предусмотренное для граждан старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет на внеочередное получение жилого помещения до 23 лет. Соответственно, срок исковой давности к спорным правоотношениям применению не подлежит. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Разрешая вопрос о сроке исполнения решения об обязании Администрации Новгородского муниципального района предоставить Крашковец Н.О. жилое помещение, суд с учетом мнения истца и существующего порядка обеспечения жильем лиц данной категории, полагает разумным установить этот срок до ДД.ММ.ГГГГ, как это просит истец. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Великого Новгорода удовлетворить. Обязать Администрацию Новгородского муниципального района Новгородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Крашковец Н.О. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Новгородского муниципального района Новгородской области площадью не ниже социальных норм, отвечающее требованиям, установленным действующим законодательством. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Арзуманова Мотивированное решение составлено 28 октября 2011 года.