03 ноября 2011 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Котихиной А.В. при секретаре Паниной Л.А., с участием истицы Шаповаловой В.А., представителя ответчика Волковой Т.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповаловой В.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) об обязании включить в стаж периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и досрочном назначении трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Шаповалова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) об обязании включить в специальный стаж периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и назначить досрочную трудовую пенсию, указав, что из ее специального стажа безосновательно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", периоды работы в должности <данные изъяты> МУЗ* с "дата" по "дата"; в должности <данные изъяты> профилактория ОАО* с "дата" по "дата"; в должности <данные изъяты> СП* с "дата" по "дата"; кроме того, период нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и период отпуска по уходу за ребенком с "дата" по "дата" неправомерно исчислены в календарном, а не в льготном исчислении. В дальнейшем Шаповалова В.А. уточнила заявленные требования, просила обязать Управление включить в ее специальный стаж в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", а также в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) период отпуска по беременности и родам с "дата" по "дата", периоды отпуска по уходу за ребенком с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", а также период работы в должности <данные изъяты> МУЗ* с "дата" по "дата" В судебном заседании Шаповалова В.А. иск поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, пояснив, что работая в должности <данные изъяты> осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ей до "дата" и имел место в период трудовой деятельности, включенной в специальный стаж в льготном исчислении, а потому также подлежит исчислению в полуторном размере, а курсы повышения квалификации носили обязательный характер и были связаны с ее трудовой деятельностью. Представитель ответчика Волкова Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве. Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела суд приходит к выводу, что исковые требования Шаповаловой В.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федеральный Закон № 173-ФЗ) Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п.2 ст.27 указанного Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781 утверждены соответствующие Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со Списком 1999г., и Списком 2002г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения имели и имеют лица, работающие в должности врача-специалиста, осуществляющего врачебную деятельность. Как следует из наименования Списка 1999г., работа в этой должности должна проходить в лечебном учреждении, а из наименования Списка 2002г. - в учреждении здравоохранения в связи с осуществлением лечебной деятельности. К таким учреждениям Списком 2002г. отнесены Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе медицинской профилактики, диагностические, лечебной физкультуры, спортивной медицины и др. По смыслу указанных норм работа в должности врача-специалиста в многопрофильном центре, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является не организационно-правовая форма организации, а суть осуществляемой истицей деятельности. В судебном заседании из объяснений сторон, письменных материалов дела установлено, что с "дата" по "дата" работа истицы осуществлялась в должности <данные изъяты> МУЗ*. Судом также установлено, что МУЗ* образовано в соответствии с постановлением <адрес> от "дата" "номер" и является некоммерческой организацией, созданной для осуществления эффективной амбулаторной помощи прикрепленному населению. Из объяснений истицы и письменных материалов следует, что основными видами деятельности Центра согласно содержанию его лицензии и устава являлось оказание амбулаторно - поликлинической помощи, осуществление профилактической работы, диагностических исследований, а также доврачебная медико-санитарная помощь. При разрешении спора, бесспорно установлено, что в спорный период времени истица работала в должности, предусмотренной Списком и осуществляла деятельность по охране здоровья населения в учреждении, которое относилось и относится к учреждениям здравоохранения, работа истицы проходила в условиях неблагоприятного воздействия на здоровье человека, на ней лежала ответственность за состояние больных, она непосредственно осуществляла лечебную деятельность. Таким образом период работы Шаповаловой В.А. в МУЗ* с "дата" по "дата" подлежат включению в ее специальный стаж. Вместе с тем, требования истицы об обязании зачесть вышеуказанный период в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца), не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и аналогичными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа: лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 исчисление сроков выслуги лет производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемилогических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца (в редакции постановления Правительства РФ от 27.08.1992 года № 634). Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем Постановлении "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" № 25 от 20.12.2005 года, учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Поскольку Шаповалова В.А. претендует на досрочное назначение трудовой пенсии как лицо, в течение 25 лет осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, период ее работы с "дата" по "дата" подлежит включению в специальный стаж в календарном, а не в льготном исчислении. Как установлено в судебном заседании, в периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" истица находилась на курсах повышения квалификации. В соответствии со ст.ст. 184-186 КЗоТ РСФСР, ст.ст. 196, 197 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. При таких обстоятельствах, спорные периоды также подлежит включению в специальный стаж Шаповаловой В.А., поскольку курсы повышения квалификации носили обязательный характер, были непосредственно связаны с её лечебной деятельностью, в период их прохождения истице начислялась и выплачивалась заработная плата, с которой удерживались соответствующие страховые платежи. Как установлено судом и не оспаривалось стонами, с "дата" по "дата" истица находилась в отпуске по беременности и родам; а с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" - в отпуске по уходу за ребенком. Судом также установлено, что периоды с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" включены Управлением в специальный стаж истицы в календарном исчислении. Таким образом, оснований для их повторного включения в специальный стаж у суда не имеется. В свою очередь, при разрешении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуск по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления отпуска. В соответствии с п.10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Из п.2 принятого в развитие данного Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 года "О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в силу с 01 января 1972 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком до достижения им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет. В целях правильного применения указанного Постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 6 июля 1982 года N 7/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", в соответствии с п. 6 которого время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Право на включение в льготный стаж полутора лет по уходу за ребенком у матерей возникло на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 года №667. Данным постановлением с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трехлетнего возраста. В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Такой порядок существовал до 06 октября 1992 года, когда с учетом изменений, внесенных в КЗоТ РФ Законом РФ от 25.09.1992 года №3543-1, отпуска по уходу за детьми не стали включаться в стаж, дающий право на льготную пенсию. Следовательно, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1, ранее действовавшее законодательство предусматривало включение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из объяснений истицы и письменных материалов гражданского дела установлено, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Шаповаловой В.А. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1. Следовательно, исходя из вышеприведенных нормативных актов спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N375/24-11, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Поскольку отпуск по беременности и родам, являющийся периодом временной нетрудоспособности, а также отпуска по уходу за ребенком включаются в специальный стаж, на них распространяются установленные правила исчисления периодов работы, а учитывая, что они имели место в периоды работы истицы предусматривающей льготное исчисление, надлежит обязать ответчика зачесть их в специальный стаж в льготном исчислении - год работы как год и три месяца. Согласно ст.19 Федерального закона №173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как установлено судом, Шаповалова В.А. обратилась в Управление с заявлением и со всеми необходимыми документами "дата", при этом стаж её лечебной и иной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на эту дату составлял более 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, следовательно у истицы возникло право на досрочное назначение пенсии с указанной даты. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Управления в пользу Шаповаловой В.А. надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Шаповаловой В.А. удовлетворить частично. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения Шаповаловой В.А. на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", периоды работы в должности <данные изъяты> МУЗ* с "дата" по "дата" Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) период нахождения Шаповаловой В.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" зачесть в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении - год как год и три месяца. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) назначить Шаповаловой В.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с "дата". В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Шаповаловой В.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (08 ноября. 2011г.). Председательствующий Котихина А.В.