о признании нормативного правового акта противоречащим закону



Дело №2-6262/11

Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2011 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,

с участием прокурора Устиновой И.В.,

при секретаре Радченко И.С., с участием представителя заинтересованных лиц Совета депутатов Трубичинского сельского поселения, главы Администрации Трубичинского сельского поселения Быстровой Н.М. - Казакова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим устава Трубичинского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от "_"___г. (в редакции решения Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от 09.06.2010г.) в части предоставления дополнительных социальных гарантий Главе поселения, предусмотренных ч.1,2,3 ст. 25.1 устава Трубичинского сельского поселения суд,

установил:

Прокурор Новгородского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим устава Трубичинского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от "_"___г. (в редакции решения Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от "_"___г. ) в части предоставления дополнительных социальных гарантий Главе поселения, предусмотренных ч.1,2,3 ст. 25.1 устава Трубичинского сельского поселения, мотивировав заявление тем, что указанные положения Устава противоречат положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Трудового кодекса Российской Федерации, в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении компенсационных выплат.

В судебном заседании Устинова И.В. поддержала заявление прокурора по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Совета депутатов Трубичинского сельского поселения, главы Администрации Трубичинского сельского поселения Быстровой Н.М. - Казаков В.А. не возражал против удовлетворения заявления, при этом суду пояснил, что в устав Трубичинского сельского поселении, в оспариваемой части, решением Совета депутатов Трубичинского сельского поселения № 39 от 12.09.2011г. внесены изменения в статью 25.1 Устава, согласно которых социальные гарантии Главы Трубичинского сельского поселения приведены в соответствии с действующим законодательством. Указанное решение Совета, на день рассмотрения дела в суде, не прошло соответствующую регистрацию.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Ч.1 ст. 25.1 Устава Трубичинского сельского поселения установлено, что Глава поселения после прекращения своих полномочий продолжает получать денежное содержание до устройства на новое место работы в течении года в случаях: преобразования или упразднения Трубичинского сельского поселения; не избрания на должность после окончания срока полномочий; отставки Главы Трубичинского сельского поселения по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года; в случае увеличения численности избирателей Трубичинского сельского поселения более чем на 25 %, произошедшего вследствие изменения границ Трубичинского сельского поселения или обьединения Трубичинского сельского поселения с городским округом.

Ч.2,3 ст. 25.1 Устава, установлено, что в случае если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, установленного Советом депутатов Трубичинского сельского поселения, Главе Трубичинского сельского поселения производится доплата до уровня прежнего содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий. В случае если Глава указанного поселения получает пособие по безработице, то ему производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, установленного Советом депутатов Трубичинского сельского поселения, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Судом выяснялись полномочия Совета депутатов Трубичинского сельского поселения по принятию оспариваемого решения.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. полномочия представительных органов местного самоуправления могут быть установлены федеральными законами, законами субьектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования- Трубичинского сельского поселения органы местного самоуправления Трубичинского сельского поселения обладают полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами.

В соответствии с ст. 17 вышеуказанного Устава Трубичинского сельского поселения представительным органом Трубичинского сельского поселения является Совет депутатов Трубичинского сельского поселения.

Согласно ч.1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субьектов Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах установленной законодательством компетенции, но вышеуказанными нормами Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет органам местного самоуправления на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст.64 Трудового Кодекса РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст.164 Трудового Кодекса РФ применительно к трудовым отношениям гарантии- средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации- денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и другими федеральными законами.

Ст. 165 Трудового Кодекса РФ определено, что иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено.

Поскольку ни Трудовой Кодекс РФ, ни иной федеральный закон не предусматривает для лиц, замещающих должность Главы сельского поселения, гарантий, предусмотренных Уставом Трубичинского сельского поселения, при их установлении органом местного самоуправления превышены предоставленные ему полномочия.

Таким образом, ч.1,2,3 ст. 25.1 устава Трубичинского сельского поселения противоречат федеральному законодательству, в связи с чем заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся на территории Трубичинского сельского поселения, суд считает необходимым признать недействующим устав Трубичинского сельского поселения в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению устав Трубичинского сельского поселения, принятый решением Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от "_"___г. (в редакции решения Совета депутатов Трубичинского сельского поселения от "_"___г. ) в части предоставления дополнительных социальных гарантий Главе поселения, предусмотренных ч.1,2,3 ст. 25.1 устава Трубичинского сельского поселения, со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения- 2 ноября 2011г.

                                                               Судья:___________________Габидулина Э.И.