о признании решения Администрации о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным



Дело № 2- 4896/2011                                                            Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Ю.Н.

при секретаре Гавриловой Е.В.,

с участием истца Круглова Н.В., представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Добрыниной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова Н.В. о признании недействительным распоряжения Администрации Великого Новгорода о снятии Круглова Н.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании Администрации Великого Новгорода восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Круглов Н.В. обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода, в котором просил признать незаконным распоряжение Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года о снятии Круглова Н.В. с учета граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ни лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Великого Новгорода восстановить Круглова Н.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска Круглов Н.В. указал, что с 1992 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основанием для постановки было обеспечение военнослужащих, уволенных в запас с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства.

Распоряжением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года он был снят с учета нуждающихся в связи с получением по наследству жилого помещения.

Полагает указанное распоряжение решение незаконным в связи с тем, что на момент постановки на учет и в течение 16 лет после этого он не был обеспечен жильем; получение гражданином наследства не освобождает государство от принятых обязательств; унаследованная им после смерти матери 1/2 доля в праве на трехкомнатную квартиру не соответствует нормативу на семью из трех человек.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по указанным в исковой заявлении основаниям, дополнительно пояснил следующее. Его семья состоит из него, его супруги Кругловой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына Круглова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время его семья проживает в <адрес> Свердловской области в служебной квартире на территории войсковой части. Он планирует перевезти семью в В.Новгород после решения материальных проблем. После смерти его матери Кругловой Н.В. он унаследовал согласно свидетельству о праве на наследство 1/2 долю трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м, жилой - 41,9 кв.м. В связи с этим полагает, что он незаконно снят с учета нуждающихся в жилом помещении. О принятом жилищной комиссией решении и вынесении оспариваемого распоряжения узнал в мае 2011 года при обращении Управление по жилищным вопросам. До ноября 2010 года проживал в Нижнем Тагиле вместе с семьей, приехал в В.Новгород для того, чтобы добиться выделения жилья. Извещений о снятии с учета не получал. Полагал указанные причины пропуска срока уважительными, просил восстановить пропущенный срок для обжалования распоряжения Администрации Великого Новгорода.

Представитель ответчика - Администрации Великого Новгорода Добрынина А.Н. исковые требования не признала, пояснила, что оспариваемое постановление принято с учётом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода. В связи с тем, что истец не проходил перерегистрацию, не предоставлял ежегодно документы о своих жилищных условиях, Администрация самостоятельно истребует сведения о состоящих на учете. В данном случае с места жительства Круглова Н.В. была получена информация о том, что собственник помещения - Круглова Н.В. скончалась, зарегистрированным в квартире является только Круглов Н.В., о наличии у Круглова Н.В. сестры, которая также имеет право на 1/2 долю квартиры, ответчику известно не было. В случае, если бы истец своевременно предоставил такую информацию, решение жилищной комиссии было бы иным. Но поскольку данными сведениями Администрация не располагала, ее распоряжение является законным и обоснованным.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исследование вопроса о пропуске заявителем срока обращения в суд.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Как следует из пояснений истца о вынесенном распоряжении он узнал лишь в мае 2011 года при обращении в Управление по жилищным вопросам. До ноября 2010 года он проживал в Нижнем Тагиле. В подтверждение истцом представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица, из которой усматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ истец работал в ООО «Стройград», расположенном в <данные изъяты>, с декабря 2010 года принят на работу в Управление Судебного департамента по Новгородской области. Ответчиком данные о получении истцом распоряжения о снятии его с учета не опровергнуты, почтовых уведомлений о вручении, расписок в получении не представлено.

По указанным обстоятельствам суд приходит к выводу установленный законом трехмесячный срок пропущен истцом по уважительным причинам, в связи с чем полагает необходим восстановить Круглову Н.В. срок для обжалования распоряжения Администрации.

По существу заявленного искового требования судом из материалов дела и объяснений сторон установлено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 года, регулировавшей спорные отношения и действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения, утратившей силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ N 1297 от 30.09.2010 г., вступившего в силу 09.11.2010 г., военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 25 указанной Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным Федеральным законом. Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Указанный порядок соответствует положениям п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., действующей с 09.11.2010 г., согласно которому военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

С 1992 года по 2008 год Круглов Н.В. состоял в Администрации Великого Новгорода на учете граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Указанное обстоятельство подтверждается представленными Администрацией копиями личного дела: заявление Круглова Н.В. о постановке на учет, справка о составе семьи, удостоверение о праве на льготы на обеспечение жилплощадью.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Как следует из материалов дела, основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали истцу право на получение жилого помещения

Истец был принят на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения и мог быть снят с учета в случае такого улучшения жилищных условий, в результате которого жилая площадь на каждого члена семьи составляла бы не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения.

В соответствии с пунктом 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления (пункт 5 ст. 50 ЖК РФ).

Пунктом 2 Решения Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005г. № 132 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в Великом Новгороде в размере 14,0 кв.м.

Согласно пункту 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются собственники (наниматели) жилых помещений и члены их семьи, если общая площадь таких жилых помещений на одного члена семьи меньше учетной нормы.

Распоряжением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года Круглов Н.В. снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч.2 ст.56 ЖК РФ с учётом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года, протокол .

Данное распоряжение не может быть признано законным и обоснованным.

Получение Кругловым Н.В. доли в жилом помещении произошло уже после 01 марта 2005 года, на момент подачи заявления Круглов Н.В. и члены его семьи жилым помещением обеспечены не были.

К членам семьи собственника жилого помещения в силу части 1 ст. 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг и дети, а также другие родственники, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником (часть 2 ст. 31 ЖК РФ).

Из приведенных норм применительно к настоящему спору следует, что уровень обеспеченности гражданина, имеющего в собственности жилое помещение (либо его долю), общей площадью этого жилого помещения должен определяться с учетом всех членов его семьи.

Таким образом, общая площадь 1/2 доли жилого помещения - квартиры <адрес> жилых помещений составляет 26,85 кв.м (53,7кв.м:2). Состав семьи Круглова Н.В. - три человека следовательно на каждого приходится по 8,95 кв.м общей площади, что меньше учётной нормы в Великом Новгороде на одного человека.

Доказательств, подтверждающих наличие у истцов каких-либо других жилых помещений, которые бы подлежали учёту при определении уровня их обеспеченности жильём, суду ответчиком не представлено, а судом не установлено.

Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является уровень обеспеченности его и членов его семьи общей площадью жилого помещения менее учётной нормы.

Поэтому правовых оснований о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях Круглова Н.В. у Администрации Великого Новгорода, не имелось.

Исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ следует взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу Круглова Н.В. расходы по госпошлине в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Круглова Н.В. удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года о снятии Круглова Н.В. с учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Великого Новгорода восстановить Круглова Н.В. на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу Круглова Н.В. расходы по госпошлине в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Новгородский районный суд со дня вынесения мотивированного решения, 18 ноября 2011 года.

Председательствующий                                      Ю.Н. Степанова