Дело №2-6196/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юршо М. В., при секретаре Большаковой Н. С., с участием прокурора Ескиной И. В., представителя заинтересованных лиц Буслаевой Л. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новгородского района в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта Совета депутатов Ермолинского сельского поселения противоречащим закону, установил: Прокурор Новгородского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим устава Ермолинского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Ермолинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года (в редакции решения Совета депутатов Ермолинского сельского поселения от 20 декабря 2011 года) в части предоставления дополнительных социальных гарантий Главе поселения, предусмотренных п. 1.1 ч.1 ст. 25 устава Ермолинского сельского поселения, указав в обоснование заявления, что данные положения Устава противоречат положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одних работников перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении компенсационных выплат. В судебном заседании прокурор Ескина И. В. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Совета депутатов Ермолинского сельского поселения, Администрации Ермолинского сельского поселения Буслаева Л. В. не возражала против удовлетворения заявления. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему выводу. В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. П. 1.1 ч.1 ст. 25 Устава Ермолинского сельского поселения установлено, что Глава поселения после прекращения своих полномочий получает выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания установленного Советом депутатов Ермолинского сельского поселения в следующих случаях: преобразования или упразднения Ермолинского сельского поселения; в случае увеличения численности избирателей Ермолинского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Ермолинского сельского поселения или объединения Ермолинского сельского поселения с городским округом. Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Судом выяснялись полномочия Совета депутатов Ермолинского сельского поселения по принятию оспариваемого решения. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года полномочия представительных органов местного самоуправления могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования Ермолинского сельского поселения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами. В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Устава представительным органом Ермолинского сельского поселения является Совет депутатов Ермолинского сельского поселения. Согласно ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативно правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах установленной законодательством компетенции, но вышеуказанными нормами Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет органам местного самоуправления на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с ч. 2 ст.64 Трудового Кодекса РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В силу ст.164 Трудового Кодекса РФ применительно к трудовым отношениям гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и другими федеральными законами. Ст. 165 Трудового Кодекса РФ определено, что иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено. Поскольку ни Трудовой Кодекс РФ, ни иной федеральный закон не предусматривает для лиц, замещающих должность Главы сельского поселения, гарантий, предусмотренных Уставом Ермолинского сельского поселения, при их установлении органом местного самоуправления превышены предоставленные ему полномочия. Таким образом, п. 1.1 ч.1 ст. 25 устава Ермолинского сельского поселения противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся на территории Ермолинского сельского поселения, суд считает необходимым признать недействующим устав Ермолинского сельского поселения в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление прокурора Новгородского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 части 1 статьи 25 Устава Ермолинского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Ермолинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года № 15 (в редакции решения Совета депутатов Ермолинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года № 15). На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 21 ноября 2011 года. Председательствующий М. В. Юршо