дело № 2-5899\2011 Решение Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 г. Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Виюка А.В., при секретаре Копине А.Н., с участием Таскаева В.А., его представителя Таскаева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таскаева В.А. к Комитету по управлению государственным имуществом области об обязании предоставить без проведения торгов участок для индивидуального жилищного строительства, установил: Таскаев В.А., инвалид 3-й группы, обратился с иском к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее по тексту - Комитет), в котором просит обязать ответчика предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в обоснование заявления, указав, что обращался в Комитет с заявлением о предоставлении, как инвалиду, земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, однако, в удовлетворении заявления ответчиком было отказано с указанием на отсутствие оснований для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона. В судебном заседании Таскаев В.А., его представитель Таскаев Д.В., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указали, что истец состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Представитель Комитета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном письменном отзыве исковые требовании не признал, укал, что согласно п.3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления земельного участка инвалидам бесплатно, при принятии решения необходимо учитывать нуждаемость истца в улучшении жилищных условий. Суд, выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Таскаев В.А. является инвалидом 3-й группы бессрочно, что подтверждается справкой серии ВТЭ-195 № 073289 от 26.11.1996 г. Полагая, что имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Таскаев В.А. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении как инвалиду, земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на территории Великого Новгорода. На данное заявление Комитетом в адрес истца был направлен ответ о том, что особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и правовых оснований для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона не имеется. Однако, указанный отказ Комитета в предоставлении Таскаеву В.А. в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства является неправомерным по следующим основаниям. Из объяснений истца, извещения Администрации Великого Новгорода о принятии на учет по улучшению жилищных условий, ответов МУ «Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области», установлено, что Таскаев В.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в собственности недвижимого имущества не имеет. Исходя из п. 12 модельного закона «О социальной защите инвалидов», принятого на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 31-19 от 25 ноября 2008 г.) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно п. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Исходя из п. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Из содержания п. 1 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ следует, что предоставление инвалиду жилого помещения по договору социального найма осуществляется бесплатно, поэтому в этом случае законодателем предусмотрено признание данного лица нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с земельным законодательством (ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ) условием для приобретения гражданами прав на земельный участок для жилищного строительства данный критерий (нуждаемость в улучшении жилищных условий) не является. Единственное отличие приобретения прав инвалидом на земельный участок для индивидуального жилищного строительства является то обстоятельство, что торги по продаже земельного участка или права его аренды в этом случае не проводятся, возмездность же приобретения права на земельный участок сохраняется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что законом предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не только для инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и для всех остальных категорий инвалидов. Иное противоречило бы общеправовым принципам справедливости и равенства, статьям 15 (части 1, 2 и 4), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве не могут быть приняты во внимание в виду их несостоятельности. Поскольку аукцион представляет собой продажу объектов, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Действиями ответчика нарушены права истца, поскольку при проведении аукциона действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору аренды аукцион (торги) не проводится. С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального права суд приходит к выводу о том, что действия ответчика Комитета, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу без проведения торгов по договору аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным. В целях восстановления нарушенного права истца суд считает возможным обязать ответчика (на которого исходя из п. 1.1 Положения о Комитета, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 01 декабря 2008 года № 430 и п. 2 ст. 3 Областного закона от 29.04.2002 г. № 39-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» возложены полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) предоставить в срок до 01 мая 2012 г. истцу Таскаеву В.А. по договору аренды без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Комитет по управлению государственным имуществом области в срок до 01 мая 2012 г. предоставить Таскаеву В.А. по договору аренды без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте Великого Новгорода. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивировочной части решения - 14 ноября 2011 г. Председательствующий Виюк А.А.