Дело № 2-6182/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре Надеждиной Ц.В., с участием истца Комарова А.П., представителей ответчика ФКУ ИК-7 - Дрябиной А.В. и Пономаревой Г.М., представителя ответчика Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - Ермолиной В.В., представителя третьего лица УФСИН России по Новгородской области - Тюлюлюсова А.Г., представителя третьего лица УФМС по Новгородской области - Морозковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова А.П. к ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Новгородской области», УФСИН России по Новгородской области и Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц, нарушающих права человека и гражданина и взыскании компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Комаров А.П. обратился в Новгородский районный суд с исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония №7 УФСИН России по Новгородской области» (далее ФКУ ИК-7), УФСИН России по Новгородской области (УФСИН России по НО) и Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Казны РФ) об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц, нарушающих права человека и гражданина и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований Комаров А.П. указал, что в апреле-мае 2005 г. в ходе судопроизводства по уголовному делу №, возбужденному прокуратурой Великого Новгорода по ч.1 ст. 105 УК РФ, у его матери Комаровой А.Н. был изъят сотрудниками ОМ-2 УВД В.Новгорода паспорт гражданина РФ вместе с вкладышем о гражданстве РФ. Впоследствии паспорт был утерян. После вступления приговора в законную силу Комаров А.П. был отправлен для отбывания наказания в УФСИН России по Псковской области (ФГУ ИК-4). Сотрудниками ФГУ ИК-4 направлены запросы в различные органы государственной власти для выяснения его принадлежности к гражданству Российской Федерации. В ноябре 2008 г. Комаров А.П. прибыл в ФГУ ИК -7 УФСИН России по Новгородской области. С декабря 2008 г. по настоящее время он неоднократно обращался в отдел спецучета ФКУ ИК -7 с заявлением о выдаче ему паспорта гражданина РФ. Однако лишь 17 мая 2011 года после обращений в Новгородский районный суд и УФМС было вынесено заключение о принадлежности Комарова А.П. к гражданству РФ. Однако по настоящее время он так и не обеспечен паспортом гражданина РФ. В связи с изложенным, Комаров А.П. просит признать действия и бездействия сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, препятствующие ему в восстановлении гражданства РФ и в получении паспорта гражданина РФ, неправомерными, нарушающими его конституционные права и гражданские свободы, а также взыскать с ответчиков моральный вред, поскольку он был лишен возможности заключить брак с Осиповой Л.А., возможности получения денежных средств по исполнительным листам, подвергался избиению за обращения в судебные и государственные органы по поводу нарушения его прав и свобод, был лишен возможности заключения соглашения с адвокатскими образованиями на ведение его дел в гражданском и уголовном судопроизводстве. В судебном заседании истец Комаров А.П. поддержал доводы искового заявления, по изложенным в нем основаниям Дополнительно пояснил, что помимо спецотдела ФКУ ИК-7 он неоднократно обращался в районный, областной суды и к Уполномоченному по правам человека. По имеющейся у истца информации, ФКУ ИК-7 несколько лет не представляло в УФМС необходимых документов, необходимых для восстановления гражданства и получения паспорта. Отсутствие документа, удостоверяющего личность, помимо прочего, привело к тому, что Комаров А.П. пропустил срок предъявления исполнительных листов по взысканию с Казны РФ морального вреда, т.к. не мог оформить доверенность на получение денежных средств, а также открыть счет в банке, на который данные денежные средства можно было бы перевести. Истец полагает, что представленные ФКУ ИК-7 запросы изготовлены значительно позднее, поскольку изначально в личном деле их не было. Паспорт получен только в конце сентября 2011 года. Исковые требования в части размера компенсации морального вреда Комаров А.П. не уточнил. Представители ответчика ФКУ ИК-7 Дрябина А.В. и Пономарева Г.М.исковые требования не признали, пояснив, что все необходимые действия для паспортизации осужденного Комарова А.П. были предприняты. Так, были направлены соответствующие запросы, после чего необходимые документы представлены в УФМС, которое после проведения проверки вынесло заключение о принадлежности Комарова А.П. к гражданству РФ, в настоящее время ему выдан паспорт. Представитель ответчика Казны РФ Ермолина В.В.исковые требования не признала. Пояснила, что сотрудниками ФКУ ИК-7 были направлены необходимые запросы, после чего представлены документы в УФМС. В настоящее время Комаров А.П. признан гражданином РФ и получил свой паспорт. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок для обжалований действий (бездействия) должностных лиц. Представитель третьего лиц УФСИН России по НОТюлюлюсов А.Г.полагал исковые требования Комарова А.П. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что срок получения паспорта для лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы, законодательно не закреплен. При отсутствии у осужденного паспорта, администрация исправительного учреждения должна принять соответствующие меры к паспортизации заблаговременно до освобождения осужденного. В данном случае срок наказания у Комарова А.П. истекает только в 2019 году, паспорт уже выдан в 2011 году. В связи с этим каких-либо нарушений в действиях сотрудников ФКУ ИК-7 не имеется. Кроме того, поскольку Комаров А.П. не все время находился в колонии, а неоднократно этапировался в другие места, в частности в СИЗО-1, сотрудники ФКУ ИК-7 не могли вести полноценную работу по паспортизации Комарова А.П., т.к. место нахождения колонии относится к районному отделу УФМС, а СИЗО-1 - к городскому. По мере оформления всех необходимых документов в порядке очередности, документы по Комарову А.П. в полном объеме были направлены в УФМС, которое вынесло заключение о принадлежности Комарова А.П. к гражданству РФ и выдало ему паспорт. Представитель третьего лицУФМС по НОМорозкова О.А. полагала исковые требования Комарова А.П. не обоснованными. Пояснила, что по поступившим из ФКУ ИК-7 документам, Управлением была проведена соответствующая проверка в установленные сроки, после чего вынесено заключение о принадлежности Комарова А.П. к гражданству РФ в результате его признания. 27 сентября 2011 года паспорт выдан истцу. Поступали ли в УФМС из ФКУ ИК-7 документы в отношении Комарова А.П. ранее 2011 года, ответить затруднилась, поскольку лично его делом не занималась, является сотрудницей другого отдела. Представитель третьего лица - Прокуратуры Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Поскольку принятое по настоящему делу решение не повлияет на законные права и интересы Прокуратуры Новгородской области, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что осужденный приговором Новгородского городского суда от 25.05.2006 года по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к лишению свободы сроком на 14 лет Комаров А.П. с ноября 2008 г. отбывает наказание в ФКУ ИК-7. На момент прибытия Комарова А.П. в ФКУ ИК-7 паспорт у него отсутствовал, документального подтверждения принадлежности к гражданству РФ не имелось. В соответствии с ч.4 ст.173 УИК РФ, паспорт освобождаемого от ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства. Согласно п. 64 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 7 декабря 2009 г. N 339), осужденным, содержащимся в учреждениях и органах, исполняющих наказание, паспорта оформляются и выдаются (заменяются) подразделениями, на территории обслуживания которых, находятся учреждения и органы, исполняющие наказание, на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по форме N 23 П (приложение N 23 к Административному регламенту) с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, двух личных фотографий, квитанций об уплате государственной пошлины, а также имеющихся в личном деле подлежащих замене паспортов и иных личных документов. При отсутствии у осужденных документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у него гражданства Российской Федерации, по инициативе исправительного учреждения в установленном порядке, осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств, с вынесением мотивированного заключения о результатах проверки. Оформленные паспорта передаются вместе с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П сотруднику исправительного учреждения под расписку. Оформленный паспорт приобщается к личному делу осужденного и вручается гражданину при освобождении. Согласно п.60 ранее действующего Регламента (утвержден Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105), лицам, содержащимся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, которые до осуждения не имели паспортов (или приобщить их к личным делам осужденных не представилось возможным), паспорта оформляются и выдаются подразделениями, на территории обслуживания которых находятся исправительные учреждения, на основании представленных администрациями этих учреждений запросов по форме N 23П (приложение N 23) с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П и двух личных фотографий. Оформленные паспорта передаются вместе с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П сотруднику спецотдела (группы) исправительного учреждения под расписку. Таким образом, действующим законодательством не установлен конкретный срок, в течение которого администрация исправительного учреждения обязана обратиться в соответствующее подразделение ФМС для решения вопроса о выдаче либо замене паспорта лицу, содержащемуся в данном исправительном учреждении. Учитывая положения ч.4 ст.173 УИК РФ, законодательно закреплено требование «заблаговременного» принятия мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, освобождаемого от ареста или лишения свободы. В материалах настоящего гражданского дела имеются запросы №), направленные спецотделом ФКУ ИК-7 (ранее ОЯ-22/7), с целью установления места нахождения паспорта Комарова А.П. и его фактического места жительства по состоянию на 06.02.1992 г. Также имеется сопроводительное письмо в Отдел УФМС России по НО № от 12.05.2009 г.) о направлении материалов для восстановления паспорта осужденного Комарова А.П. 1961 г.р. Факт обращения Администрации ФКУ ИК-7 в УФМС в указанный период времени по вопросу паспортизации Комарова А.П. подтверждается и ответом начальника отделения в Новгородском районе межрайонного отдела № УФМС по НО (№ от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому разъясняется порядок определения наличия у Комарова А.П. гражданства РФ. Таким образом, у суда не имеется достаточных оснований полагать, что до 2011 года администрацией ФКУ ИК-7 не предпринималось каких-либо действий по паспортизации Комарова А.П. Доводы истца о том, что представленные ответчиком документы оформлены позднее указанного в них срока, подтверждения в судебном заседании не нашли. Учитывая, что срок наказания у Комарова А.П. заканчивается в 2019 году, предусмотренный ч.4 ст.173 УИК РФ принцип «заблаговременности» принятия мер по получению паспорта со стороны ФКУ ИК-7 также следует признать соблюденным. Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать … на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, принимая решение о признании действия (бездействия) незаконным, суду следует одновременно возлагать на соответствующий орган (должностное лицо) обязанность совершить конкретные действия с целью устранения нарушения прав и свобод заявителя. Между тем, как установлено в судебном заседании, в настоящее время УФМС вынесено заключение от 17 мая 2011 года о приобретении Комаровым А.П. гражданства РФ в результате его признания. 27 сентября 2011 года истцу выдан паспорт гражданина РФ. Соответственно, конкретные действия как ФКУ ИК-7, так и УФМС по НО уже совершены и препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод не имеется. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Таким образом, условиями для возникновения оснований возмещения причиненного вреда гражданину по ст.1069 ГК РФ является незаконность действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов в отношении данного гражданина, наличие причинной связи между противоправными действиями и вредом, вина причинителя вреда. Поскольку незаконность действий ответчиков по делу судом не установлена, конкретный размер морального вреда, подлежащего возмещению, Комаровым А.П., несмотря на предложение об уточнении исковых требований, не указан, исковые требования в данной части удовлетворению также не подлежат. Так как определением от 14 октября 2011 года Комарову А.П. была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения по существу настоящего гражданского дела, госпошлина в размере 400 руб. (по 200 руб. за требование о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц и требование о компенсации морального вреда), на основании ч.2 ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию с Комарова А.П. в доход местного бюджета. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Комарова А.П. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, УФСИН России по Новгородской области и Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц, нарушающих права человека и гражданина и взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения. Взыскать с Комарова А.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 2 декабря 2011 года. Председательствующий И.В. Щеглов