о взыскании задолженности в возмещении вреда, причененного здоровью



Дело № 2-5963/11                                                                      Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре                              Большаковой Н. С.,

с участием истца Шпигалова Н. И. и его представителя Егорова С. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпигалова Н.И. к Комитету социальной защиты населения Новгородской области об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании образовавшейся задолженности, обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы,

у с т а н о в и л:

Шпигалов Н. И. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Новгородской области (далее по тексту - Комитет) об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании образовавшейся задолженности, обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, указав в обоснование заявления, что с февраля 2007 года является инвалидом группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС из-за перенесенной лучевой болезни, получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. После установления инвалидности в 2007 году обратился в Комитет по вопросу замены удостоверения участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС на удостоверение инвалида для назначения в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый Закон) ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда как инвалиду, перенесшему лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием. В установленный законом срок соответствующее удостоверение истцу выдано не было, выплаты не назначены. Удостоверение выдано только 29 октября 2009 года. Из-за отсутствия удостоверения ежемесячная компенсация выплачивалась истцу в меньшем размере - не как инвалиду, а как лицу, перенесшему лучевую болезнь.

В судебное заседание извещенные надлежащим образом представитель ответчика Комитета и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района, привлеченного к участию в деле определением суда от 03 октября 2011 года, не явились.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения истца и его представителя, поддержавших исковые требования по мотивам, изложенным в заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Шпигалова Н. И. подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании из объяснений представителей сторон, письменных материалов дела установлено, что Шпигалов Н. И. является получателем сумм, выплачиваемых ему Комитетом в счет возмещения вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС из-за перенесенной лучевой болезни, а именно: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, а также ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.

Согласно ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318).

07 февраля 2007 года истцу Шпигалову Н. И. была установлена группа инвалидности (бессрочно), причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС.

В 2007 году истец обратился в Комитет социальной защиты Администрации Боровичского муниципального района с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС на удостоверение инвалида для назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда как инвалиду, перенесшему лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием.

Письмом от 03 июля 2007 года документы были направлены в Комитет.

09 февраля 2009 года истец повторно обратился в Комитет социальной защиты Администрации Боровичского муниципального района с заявлением о выдаче удостоверения инвалида вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании решения комиссии Комитета по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений перенесшего (ей) лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом (протокол от 24 марта 2009 года) постановлено включить истца в списки кандидатов на получение удостоверений перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Протокол и заявка на выдачу бланка удостоверения сопроводительным письмом от 25 марта 2009 года направлены Комитетом в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Соответствующее удостоверение выдано истцу только 29 октября 2009 года.

02 ноября 2009 года Шпигалов Н. И. обратился в Комитет с заявлением о включении в реестр для зачисления на расчетный счет в банке денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказом Комитета от 11 января 2010 года № 3 истцу как инвалиду группы вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 2 251 руб. 60 коп. с 01 ноября 2009 года с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке определяемом Правительством РФ.

Исходя из п. п. 1, 2 ст. 13 базового Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 базового Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Подп. а п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам подразделений особого риска" установлено, что МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам, из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в п. п. 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13 базового Закона.

В соответствии с п. 1 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006 г. N 728/832/166н, порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 базового Закона. Удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.

Удостоверение дает право гражданам на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Исходя из п. 7 указанного Порядка уполномоченный орган: осуществляет прием от граждан документов, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка; снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю); проводит проверку представленных документов; в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при соблюдении заявителем условий, указанных в пунктах 4 или 5 Порядка) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения; направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявки на выдачу бланков удостоверений по форме согласно Приложению N 2, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии решений о выдаче удостоверений.

Как следует из позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О, право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка (части заработка), за весь подтвержденный период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт ее утраты, было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 460-О. По смыслу выраженной в нем правовой позиции, принцип полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме.

Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещения. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Установление в части первой статьи 3 базового Закона обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться.

Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.

Учитывая изложенное, требования истца Шпигалова Н. И. об обязании выплачивать компенсацию в повышенном размере именно со дня установления инвалидности основаны на законе.

Следовательно, в период с 01 марта 2007 года по 01 ноября 2009 года истцу должна была производиться выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с учетом группы инвалидности. Истцом недополучена указанная компенсация в размере 94 106 руб. 97 коп. (исходя из представленного истцом расчета, правильность которого судом проверена и ответчиком не оспаривалась).

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в ред. ФЗ от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

Коэффициент роста минимального размера оплаты труда, исчисленный с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ "О минимальном размере труда", за период с 1 июля 2000 года составил 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года - 1,515 (200:132).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года было установлено, что размер выплат, производимых в соответствии со статьей 14 базового Закона, ежегодно повышается пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П названные положения закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), который определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме.

С учетом определенной законодательством Новгородской области величины прожиточного минимума пенсионеров на I - IV квартал 2002, I - IV квартал 2003 года и I -IV квартал 2004 года, коэффициент индексации по Новгородской области составил: в 2002 году - 1,831; в 2003 году - 1,153; в 2004 году - 1,15.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента вступления в силу названного закона, а именно, с 29 мая 2004 года, механизм защиты от инфляции, выплачиваемых по базовому Закону сумм возмещения вреда был изменен. В частности, было предусмотрено, что размеры выплат гражданам в соответствии с данным законом индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года №326 были утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 г.г. недополученных сумм. Названными Правилами были установлены коэффициенты индексации размеров компенсаций, подлежащих применению для увеличения выплат в 2002-2004 г.г. (2002 году - 1,12, 2003 г. - 1,12, 2004 г. - 1,1).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 года №364-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если применение введенного нормами указанного Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

В судебном заседании установлено, что фактически выплачиваемые истцу Шпигалову Н. И. суммы в счет возмещения вреда были проиндексированы в меньшем размере, коэффициенты применены к заниженным суммам выплат, в связи с чем данный вид компенсации выплачивается Шпигалову Н. И. в меньшем размере.

С 01 ноября 2009 года истцу должна была быть назначена компенсация в размере 3 961 руб. 22 коп. (из расчета: 1 000 руб. х 1,831 х 1,153 х 1,15 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13).

В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу осуществляется Комитетом в заниженном размере.

Вместе с тем, выплачиваемая Шпигалову Н. И. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда также подлежала индексации в следующем порядке: с 01 января 2002 года до 31 декабря 2004 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума пенсионера по Новгородской области; с 01 января 2005 года - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом на очередной финансовый год.

Соответственно, с 01 мая 2011 года истцу должна была быть назначена компенсация в размере 4 640 руб. 57 коп. (исходя из расчета 1 000 руб. х 1,831 х 1,153 х 1,15 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065).

Кроме того, вследствие инфляции покупательская способность невыплаченных истцу сумм в настоящее время снизилась, в результате чего он претерпел убытки.

В силу статей 15, 1082 ГК РФ убытки, причиненные лицу, возмещаются в полном объеме.

Согласно пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 требования об индексации сумм возмещения вреда, а также сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом выплатам могут быть удовлетворены с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики РФ.

В результате несвоевременного назначения истцу выплат, их неправильной индексации, а также занижения их размера, за Комитетом перед истцом образовалась задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в период с 01 марта 2007 года по 01 ноября 2009 года в размере 94 106 руб. 97 коп. и за период с 01 ноября 2009 года по 30 апреля 2011 года в размере 37 171 руб. 45 коп., которые подлежат взысканию с Комитета в пользу Шпигалова Н. И. Указанная сумма задолженности подлежит выплате Шпигалову Н. И. в полном объеме за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, Комитет обязан включить истца в реестр граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации с указанием в нем суммы задолженности, подлежащей выплате истцу по ежемесячной денежной компенсации за период с 01 марта 2007 года по 30 апреля 2011 года в общей сумме 131 278 руб. 42 коп.

В связи с увеличением размера ежемесячной денежной компенсации Шпигалова Н. И., увеличится и размер данной компенсации, подлежащий выплате ему, начиная с 01 мая 2011 года. В связи с этим, Комитет обязан, начиная с 01 мая 2011 года, назначить к выплате Шпигалову Н. И. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 4 640 руб. 57 коп., а также включить истца в реестр граждан, имеющих право за счет средств федерального бюджета на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, начиная с 01 мая 2011 года в размере 4 640 руб. 57 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шпигалова Н.И. удовлетворить.

Взыскать с Комитета социальной защиты населения Новгородской области за счет средств федерального бюджета в пользу Шпигалова Н.И. задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, образовавшуюся за период с 01 марта 2007 года по 30 апреля 2011 года, с учетом сводного индекса потребительских цен в размере 131 278 руб. 42 коп.

Обязать Комитет социальной защиты населения Новгородской области включить Шпигалова Н.И. в реестр граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, с указанием подлежащей выплате Шпигалову Н.И., начиная с 01 мая 2011 года, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, в размере 4 640 руб. 57 коп., а также задолженности по данной выплате, образовавшейся за период с 01 марта 2007 года по 30 апреля 2011 года, с учетом применения сводного индекса потребительских цен в сумме 131 278 руб. 42 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения - 05 декабря 2011 года.

Председательствующий                                                         М. В. Юршо