Дело № 2-6687/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Павловой Е.Б., при секретаре Светловой Ю.С., с участием заявителя Богова А.Е., представителя заинтересованного лица - Комитета по управлению государственным имуществом области Якуткиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богова А.Е. об оспаривании действий Комитета по управлению государственным имуществом области, у с т а н о в и л: Богов А.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по управлению государственным имуществом области (далее Комитет), указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина в отдельно стоящем здании на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с прилагаемой схемой. Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Новгородской области от 22.09.2011 года № 477 «Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах» (далее Постановление). Поскольку указанное Постановление вступило в законную силу 15 октября 2011 года, то есть по прошествии более месяца с момента подачи Боговым А.Е. заявления, и в указанный период Комитетом были совершены юридически значимые действия по предварительному согласованию места размещения объекта, заявитель считает отказ Комитета в предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина в отдельно стоящем здании на земельном участке, расположенном по адресу: Великий <адрес>, незаконным и просит обязать Комитет принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства. В последующем Богов А.Е. уточнил требования и просил обязать Комитет осуществить (продолжить) начатую процедуру предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства. В судебном заседании заявитель Богов А.Е. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Комитета Якуткина И.С., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела. Представитель заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.1 ст. 258 ГПК РФ). В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (ст. 30 ЗК РФ). Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению настоящего Кодекса гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Как следует из приведенных выше норм материального права, ЗК РФ не устанавливает срока рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Вместе с тем, согласно п.2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги по предварительному согласованию места размещения объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в Великом Новгороде, в пределах полномочий, установленных областным законом от 29.04.2002 года № 39-ОЗ, утвержденного приказом Комитета от 08.12.2010 года № 2639, общий срок предоставления государственной услуги не может превышать 4 месяцев. Согласно абзацу 5 ч. 5 ст. 6 областного закона от 29.04.2002 № 39-03 «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» (введенобластным законом Новгородской области от 30.07.2010 № 808-03) перечень случаев, когда земельные участки, находящиеся в собственности Новгородской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, распоряжение которыми осуществляется в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 3 указанного областною закона, для строительства предоставляются исключительно на торгах, устанавливается Администрацией области. Постановлением Администрации области от22.09.2011 № 467 установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительнона торгах (определен перечень объектов, для строительства которых земельные участки предоставляются исключительно на торгах). Пунктом 2 указанного постановления установленыслучаи предоставления земельных участков, на которые не распространяется действие данного постановления. К указанным случаям отнесено предоставление земельных участков для строительства объектов для государственных и муниципальных нужд, а также па основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления. Пунктом 3 указанного постановления установлено, что оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Данный нормативный правовой акт был опубликован в газете «Новгородские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, 16 октября 2011 года постановление Администрации области от 22.09.2011 № 467 вступило в законную силу. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Богов А.Е. обратился в Комитет с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина в отдельно стоящем здании на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с прилагаемой схемой. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом в адрес Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода было направлено письмо о подготовке акта выбора земельного участка. Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с вступлением в силу Постановления. Позиция заявителя сводится к тому, что поскольку он обратился в Комитет с соответствующим заявлением и по его заявлению Комитетом был направлен запрос о подготовке акта выбора земельного участка до вступления в законную силу Постановления, на него должен распространяться порядок предоставления земельного участка без торгов. Вместе с тем, данная позиция заявителя является несостоятельной, поскольку заявление Богова А.Е. не подпадает под исключительность случаев, установленных п. 2 Постановления. Более того, утвержденное Постановлением правовое регулирование предоставления земельных участков с торгов, основанное на принципе платности землепользования, но не исключающее в некоторых случаях возможность предоставление земельных участков без торгов, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера предоставления земельных участков. При таких обстоятельствах отказ Комитета в предварительном согласовании места размещения объекта является законным, а потому отсутствуют основания для возложения обязанности на Комитет осуществить (продолжить) начатую процедуру предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Заявление Богова А.Е. об оспаривании действий Комитета по управлению государственным имуществом области оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, 27 ноября 2011 года. Председательствующий: Е.Б. Павлова