о защите избирательных прав



Дело №2-6491/11                                                                        Великий Новгород

                                               Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 ноября 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,

при секретаре                              Павловой Е.В.,

с участием прокуроров     Бойцова Г.В., Ионова И.АВ.,

заявителя                                     Моисеева А.А.,

представителя избирательной комиссии Великого Новгорода Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Моисеева А.А. об оспаривании отказа в регистрации кандидата и действий избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Моисеев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в регистрации кандидата и действий (бездействия) избирательной комиссии Великого Новгорода (далее - избирательная комиссия), указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу . Указанное решение, по мнению заявителя, принято с нарушением Областного закона Новгородской области от 30 июля 2007 года №147-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области» (далее - Областной закон №147-ОЗ), поскольку при проверке подписей, собранных в его поддержку, отдельные подписи были признаны избирательной комиссией недействительными необоснованно; в нарушение его прав избирательная комиссия не уведомила его о времени проведения выборки подписей и проверки подписей, собранных в его поддержку, а также о времени проверки подписей, собранных в поддержку других кандидатов; избирательная комиссия несвоевременно вручила ему копию итогового протокола и неправильно применила пункт 7 части 7 статьи 36 Областного закона №147-ОЗ в качестве основания для отказа в его регистрации кандидатом. На основании изложенного Моисеев А.А. просит:

- признать незаконным названное выше решение избирательной комиссии и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , указав дату регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

- признать незаконным бездействие избирательной комиссии, выразившееся в «неизвещении Моисеева А.А. не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о выявлении неполноты сведений о нем или несоблюдения требований Закона к оформлению документов», а также в «неизвещении Моисеева А.А. о времени проведения выборки для проведения проверки подписей, проверки подписей кандидатов, представивших установленное количество подписей и непредоставление права присутствия при проведении выборки для проведения проверки подписей, проверки подписей указанных кандидатов».

В судебном заседании заявитель Моисеев А.А. отказался от заявления в части требования о признании незаконным бездействия избирательной комиссии, выразившееся в «неизвещении Моисеева А.А. не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о выявлении неполноты сведений о нем или несоблюдения требований Закона к оформлению документов». В остальной части заявление поддержал по изложенным в нем доводам.

Представитель избирательной комиссии Смирнова Е.В., действующая на основании доверенности, просила оставить заявление Моисеева А.А. без удовлетворения, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев подлинные подписные листы с подписями избирателей, представленными в поддержку выдвижения кандидата Моисеева А.А., заслушав заключение представителей прокуратуры Великого Новгорода, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 10 и 71 Федерального закона №67-ФЗ и частью 4 статьи 72 Областного закона №147-ОЗ решением избирательной комиссии Великого Новгорода от 06 сентября 2011 года №69 на 04 декабря 2011 года назначены дополнительные выборы депутата Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу

Исходя из численности избирателей в одномандатном избирательном округе (7 863 человека) количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять 157.

ДД.ММ.ГГГГ Моисеев А.А. в порядке самовыдвижения обратился в избирательную комиссию с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом, представив для регистрации 17 подписных листов с подписями 170 избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Количество проверенных подписей составило 170 подписей, то есть 100% от представленных подписей избирателей, из них избирательной комиссией признаны недостоверными 75 подписей, что составило 44,1%.

ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией было принято решение от отказе в регистрации Моисеева А.А. кандидатом в депутаты Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу .

Исследовав подлинные подписные листы и иные представленные избирательной комиссией документы, суд приходит к выводу о том, что у избирательной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации заявителя кандидатом. К такому выводу суд приходит исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2006 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Такая же норма предусмотрена пунктом 7 части 7 статьи 36 Областного закона Новгородской области от 30 июля 2007 года (в ред. от 15.08.2011 года) №147-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области».

Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Недействительными согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ признаются подписи избирателей, полученные с иными нарушениями закона, перечисленными в подпунктах «а»-«о» этого же пункта статьи 38 закона.

Проверяя доводы заявителя и представителя избирательной комиссии о достаточности (недостаточности) действительных и достоверных подписей, представленных в избирательную комиссию для регистрации Моисеева А.А. кандидатом в депутаты, суд считает обоснованным вывод избирательной комиссии о недействительности следующих 70-ти подписей избирателей:

- 2 подписи: в строках 4 и 9 в подписном листе 1, где неправильно указаны сведения об адресе места жительства избирателей (номер дома по <адрес> что подтверждается данными УФМС по Новгородской области. Кроме того, согласно Списку избирательных участков для проведения дополнительных выборов депутата Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , утвержденному Постановлением Администрации Великого Новгорода от 07.10.2011 года №4334, в состав участка округа входят дома <адрес>, дом с номером в этом округе не значится. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

- 6 подписей: в строке 2 в подписном листе 3, в строке 7 в подписном листе 5, в строках 7 и 8 в подписном листе 8, в строках 6 и 7 в подписном листе 12, где указаны недостоверные сведения об адресах избирателей, что подтверждается данными УФМС по Новгородской области (пп.«в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ);

- 4 подписи: в строках 6 и 8 в подписном листе 4, в строках 7 и 12 в подписном листе 10, где указаны недостоверные сведения о серии и номере паспортов избирателей, что подтверждается данными УФМС по Новгородской области (пп.«в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ);

- 1 подпись из 2-х подписей в строках 1 и 2 в подписном листе 5, в которых сведения об избирателях (ФИО, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта) вписаны не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а одним из 2-х указанных избирателей, что подтверждено экспертом. Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта;

- 1 подпись в строке 10 в подписном листе 7, где имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи. Согласно подпункту «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;

- 1 подпись в строке 11 в подписном листе 7, где неправильно указана фамилия избирателя как ФИО10 вместо ФИО11 что подтверждается данными УФМС по Новгородской области (п.«в» ч.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ);

- 55 подписей в подписных листах 13-17, где не указаны даты рождения лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

Кроме того, 14 подписей из числа 55 в подписных листах 13-17 являются недействительными и по другим основаниям, в частности, как содержащие неоговоренные исправления, недостоверные сведения о фамилиях, адресах места жительства, серии и номере паспортов избирателей.

Таким образом, в результате проведенной судом проверки подписей избирателей выявлено 70 недействительных подписей и 100 достоверных и действительных подписей, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и пунктом 7 части 7 статьи 36 Областного закона №147-ОЗ недостаточно для регистрации Моисеева А.А. кандидатом в депутаты Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу При таких обстоятельствах решение избирательной комиссии об отказе в его регистрации является законным.

При этом суд не может согласиться с доводом Моисеева А.А. о том, что при отсутствии недостоверных подписей выявление недействительных подписей не влечет отказ в регистрации кандидата, поскольку общее количество достоверных подписей (170 подписей) достаточно для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Исходя из смысла подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей (в данном случае 157), то количество достоверных подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно определяться от числа действительных подписей. В противном случае искажается смысл закона и требование представления необходимого количества действительных и достоверных подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата в депутаты должна производиться при условии наличия у кандидата всех документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата либо при внесении избирательного залога. Эти условия включены в закон для исключения из избирательного процесса тех участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.

Признание части подписей недействительными, по сути, означает отсутствие этого количества подписей в числе подписей, собранных в поддержку кандидата. Поскольку судом установлено, что 70 подписей избирателей являются недействительными, то они не могут быть включены в число подписей, признаваемых достоверными.

В качестве одного из доводов в обоснование своего заявления Моисеев А.А. сослался на нарушение его избирательных прав тем, что на официальном сайте Избирательной комиссии Новгородской области был размещен образец подписного листа, утвержденного Областным законом №147-ОЗ в недействующей редакции, в которой отсутствовало требование об обязательном указании даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей. Использование им такого подписного листа ввело в заблуждение сборщиков подписей и повлекло признание недействительными ряда подписей избирателей.

Суд находит приведенный Моисеевым А.А. довод несостоятельным, поскольку Областной закон Новгородской области от 15.08.2011 года №1033-ОЗ «О внесении изменений в областные законы о выборах и референдумах», которым Приложения 1 и 2 «Подписной лист» к Областному закону №147-ОЗ изложены в новой редакции, предусматривающей указание сведений о дате рождения сборщика подписей, был опубликован в установленном порядке 19 августа 2011 года в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск), № 5, вступил в силу 30 августа 2011 года, а потому являлся обязательным для применения в избирательной кампании, проводимой в связи с назначением дополнительных выборов депутата Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу

Помимо этого, незаконным Моисеев А.А. полагает проведение избирательной комиссией дополнительной проверки сведений об избирателях.

Суд находит его доводы несостоятельными с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Частью 1 статьи 36 Областного закона №147-ФЗ определено, что окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

При этом Областным законом предусмотрено, что для проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия вправе привлекать к проверке экспертов из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2 статьи 35 Областного закона №147-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа произвела проверку представленных Моисеевым А.А. подписных листов, зафиксировав результаты проверки в Ведомости проверки подписных листов. Помимо этого в тот же день об итогах проверки был составлен соответствующий протокол, в котором в числе недействительных указано 58 подписей.

В последующем в пределах установленного для проверки подписей срока и права, предоставленного законом окружной избирательной комиссии, последняя направила запрос о проверке достоверности сведений об избирателях в Управление Федеральной миграционной службы России по Новгородской области (далее - УФМС по Новгородской области), а также с целью проведения экспертных исследований записей в подписных листах обратилась в Экспертно-криминалистический отдел УМВД по Новгородской области.

В результате указанных проверок УФМС по Новгородской области была выявлена недействительность 25 подписей избирателей ввиду указания ими недостоверных сведений о фамилии, адресах места жительства, серии и номеров паспортов. Экспертом подтвержден тот факт, что две записи в строках 1 и 2 в подписном листе 5 выполнены одним и тем же лицом, не являющимся лицом, осуществлявшим сбор подписей. Результаты данных проверок поступили в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, и впоследствии, а именно ДД.ММ.ГГГГ, были учтены избирательной комиссией при принятии решения об отказе в регистрации Моисеева В.В. кандидатом в депутаты, в котором количество недействительных подписей указано 75.

Приведенные выше законодательные нормы ограничивают проведение проверки подписей определенным сроком - до принятия решения о регистрации кандидата не позднее 10 дней со дня приема документов, и не связывают момент окончания проверки с составлением протокола об итогах проверки. Следовательно, избирательная комиссия после проверки подписных листов, произведенной самостоятельно, в пределах этого срока, а именно, до принятия решения, была вправе произвести дополнительную проверку с привлечением УФМС по Новгородской области и эксперта. Из материалов дела видно, что этот срок избирательной комиссией был соблюден.

При этом несоответствие сведений о количестве недействительных подписей избирателей в принятом избирательной комиссией решении (75 подписей) со сведениями о количестве таких подписей в ведомости и итоговом протоколе (58 подписей) не влечет незаконность решения, поскольку требований об обязательном соответствии в этих документах данных о количестве выявленных недействительных либо недостоверных подписей закон не содержит.

Несостоятельными суд находит и доводы Моисеева А.А. о том, что в нарушение его прав он не был извещен о времени проведения выборки для проведения проверки подписей и проверки подписей, а также не был извещен о времени проведения проверки подписных листов, представленных другими кандидатами.

Действительно, в силу положений части 3 статьи 35 Областного закона №147-ОЗ кандидаты, представившие установленное количество подписей, должны извещаться о времени проведения выборки для проведения проверки подписей, проверки подписей должны извещаться.

Как указано выше, выборка подписей для проверки избирательной комиссией не производилась, а о назначенной на ДД.ММ.ГГГГ в часов проверки собственных подписных листов Моисеев А.А. был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ секретарем избирательной комиссии в письменной форме при принятии от него документов, что подтверждается его подписью в подтверждении о получении документов. Более того, при осуществлении проверки он лично присутствовал, что им не оспаривалось в судебном заседании.

В той же части статьи 35 Областного закона №147-ОЗ закреплено право кандидата присутствовать при проведении проверки подписей, представленных другими кандидатами. Однако, обязанность избирательных комиссий извещать кандидатов о времени проведения таких проверках законом не предусмотрена, а потому требование Моисеева А.А. о признании бездействия избирательной комиссии, выразившееся в неизвещении его о времени проведения проверки подписей, представленных другими кандидатами, удовлетворению не подлежит.

Боле того, как установлено из объяснений Моисеева А.А., лично он датами проведения проверок подписных листов, представленных другими кандидатами, не интересовался, соответственно, отказа в предоставлении такой информации не получал, следовательно, нарушения его прав со стороны избирательной комиссии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Моисеева Андрея Анатольевича об оспаривании решения избирательной комиссии Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Великого Новгорода четвертого созыва по одномандатному избирательному округу Моисеева А.А.» и оспаривании действий избирательной комиссии Великого Новгорода оставить без удовлетворения.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 5 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий         Т.А.Арзуманова

Мотивированное решение составлено 07 ноября 2011 года.