Дело №2-6905/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А. при секретаре Бобуровой Ю.В. с участием представителя ГУ - УПФ РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) Мешковой И.С., Никитина С.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) к Никитину С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года и пени в сумме 1 066 рублей 84 копейки, а также по встречному исковому заявлению Никитина С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения от 08 июля 2011 года №<номер> о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном учёте в системе обязательного пенсионного страхования, требования об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ от 15 августа 2011 года №<номер>, взыскании переплаты по страховым взносам в сумме 3 690 рублей, компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, установил: ГУ УПФ РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) обратилось к мировому судье судебного участка №30 Великого Новгорода с иском к Никитину С.Н. о взыскании страховых взносов и пеней в сумме 1 066 рублей 84 копейки, указав в обоснование заявленных требований, что Никитин С.Н., являясь индивидуальным предпринимателем, обязан к уплате страховых взносов за период 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако, за 2010 год Никитин С.Н. не уплатил взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039 рублей 20 копеек, что также является основанием для начисления ему пени в сумме 27 рублей 64 копейки. На выставленное требование об уплате недоимки по страховым взносам, оплата произведена не была, в связи с чем истец просит суд удовлетворить заявленные требования. Не соглашаясь с предъявленными исковыми требованиями, Никитин С.Н. предъявил встречный иск к Управлению, в котором просил признать незаконным и отменить решение Управления от 08 июля 2011 года №<номер>, которым он был привлечён к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном учёте в системе обязательного пенсионного страхования и требование об уплате финансовой санкции в пенсионный фонд РФ от 15 августа 2011 года <номер>, а также о взыскании с Управления переплаты по страховым взносам в сумме 3 690 рублей и компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, указав в обоснование встречных исковых требований, что в отношении него, как индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности должны применяться положения п.2 ч.2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» (далее - Федеральный закон), которым предусмотрены иные ставки оплаты страховых взносов, чем те, которые применяет Управление. Поскольку за 2010 год страховые взносы уплачены в большем размере, чем это предусмотрено названным пунктом, постольку Управление обязано возвратить Никитину С.Н. излишне уплаченные взносы в сумме 3 690 рублей. 08 июля 2011 года ответчиком по встречному иску принято два решения от 08 июля 2011 года <номер>, одним из которым Никитин С.Н. привлечён к ответственности и обязан к уплате финансовой санкции, а вторым отказано в привлечение его к налоговой ответственности. Однако несмотря на наличие двух противоположных решений истцу по встречному иску выставлено требование об уплате финансовой санкции в пенсионный фонд РФ от 15 августа 2011 года <номер>, которое по своей сути является незаконным. В связи с такими действиями Управления, у Никитина С.Н. начался рецидив болезни, и причинён моральный вред в сумме 50 000 рублей. Определением мирового судьи судебного участка №30 Великого Новгорода настоящее гражданское дело передано для его рассмотрения по подсудности в Новгородский районный суд Новгородской области. В судебном заседании представитель истца первоначальные исковые требования поддержал в полном объёме, не признав встречные исковые требования, ссылаясь в своих объяснениях на обстоятельства, изложенные в иске и возражениях на встречный иск. Дополнительно представитель истца пояснил, что изначально Никитин С.Н. был привлечён к ответственности решением Управления от 08 июля 2011 года <номер>, а впоследствии такое решение было отменено решением за той же датой и тем же номер, фактически оспариваемое требование не должно существовать, так как не имелось оснований для его направления. Ответчик первоначальные исковые требования не признал, поддержав встречные исковые требования, ссылаясь в своих объяснениях на доводы, приведённые во встречном исковом заявлении. Выслушав объяснения представителя Управления и Никитина С.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона, который вступил в законную силу с 01 января 2010 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования. Из материалов дела видно, что Никитин С.Н. в период с <дата> по <дата> являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от <дата> <номер>. Исходя из положений ч.1 ст. 5 Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Таким образом, Никитин С.Н. являлся лицом, обязанным к уплате страховых взносов, предусмотренных федеральным законом в 2010 году. В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. В части второй этой же статьи Федерального закона указано, что стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года и 11 июня 2011 года составлял 4 330 рублей, что было установлено ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции, действовавшей на момент обязанности Никитина С.Н. по уплате страховых взносов). При этом, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (ч.1 ст. 14 Федерального закона). В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч.6 ст. 16 Федерального закона в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года). Согласно ч.8 ст. 16 Федерального закона уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года). Как следует из свидетельства Федеральной налоговой службы серии <номер> о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя <дата> Никитин С.Н. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Такой расчёт в Управление Никитин С.Н. не представил. Размер страховых взносов, подлежащих оплате в 2010 году, определён ст. 57 Федерального закона, в части 1 которой указано, что уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,0%, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%, территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%. Из материалов дела следует, что <дата> Никитиным С.Н. уплачены взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 10 392 рубля и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 572 рубля (чеки-ордера Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» от <дата>). Однако взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039 рублей 20 копеек не уплачены. Доводы Никитина С.Н. о том, что в отношении него подлежат применению положения п.2 ч.2 ст. 57 Федерального закона, устанавливающих иные размеры обязательных взносов не принимаются во внимание по следующим основаниям. Участниками процесса не оспаривался тот факт, что Никитин С.Н. являлся индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Однако, в п.2 ч.2 ст. 57 Федерального закона установлено, что пониженные размеры ставок для исчисления обязательных взносов, подлежащих уплате, применяются только для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Следовательно, что для применения более низких процентных ставок в отношении исчисляемых взносов необходимо наличие выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в противном случае такие ставки применяться не могут. В силу ст. 11 Федерального закона дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как: 1) день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; 2) день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица - для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Таким образом, факт выплаты вознаграждений физическим лицам должен быть подтверждён документально, однако таких доказательств суду со стороны Никитина С.Н. представлено не было. Следовательно, оснований для удовлетворения встречных исковых требований Никитина С.Н. о взыскании переплаты нее имеется. В связи с неуплатой Никитины С.Н. страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в установленный срок, в его адрес направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28 апреля 2011 года <номер>, которым был установлен срок до 11 мая 2011 года. В последующем Управление обратилось к мировому судье судебного участка №30 Великого Новгорода с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание образовавшейся недоимки, и такой приказ был изначально выдан, но впоследствии был отменён определением мирового судьи судебного участка №30 Великого Новгорода от 13 сентября 2011 года. Учитывая, что свою обязанность по уплате страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Никитин С.Н. не выполнил, с него подлежит взысканию недоимки по такому взносу в сумме 1 039 рублей 20 копеек, а также пени, что предусмотрено ст. 25 Федерального закона, в сумме 27 рублей 64 копейки. Также из материалов дела следует, что 08 июля 2011 года начальником Управления вынесены два решения за <номер>, одним из которых Никитин С.Н. привлечён к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в виде финансовой санкции в сумме 1 039 рублей 20 копеек, а вторым решением отказано в привлечении Никитина С.Н. к ответственности за такое же нарушение. Основанием для принятия решения о привлечении Никитина С.Н. к ответственности явились результаты проверки, оформленной актом от <дата> <номер>. Представитель Управления не оспаривал тот факт, что решение Управления от 08 июля 2011 года <номер> о привлечении Никитина С.Н. к ответственности было отменено решением начальника Управления от 08 июля 2011 года <номер>. В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела. Следовательно, в отношении Никитина С.Н. не существует финансовой санкции за нарушение абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». Вместе с тем, 15 августа 2011 года Управлением вынесено требование <номер>, которым Никитин С.Н. в срок до 31 августа 2011 года обязан уплатить финансовую санкцию в сумме 1 039 рублей 20 копеек, в связи с принятым начальником Управления решением от 08 июля 2011 года <номер>. В соответствии с ч.3 ст. 22 Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Учитывая, что решение о привлечении Никитина С.Н. к ответственности, на основании которого вынесено требование, отменено, то требование от 15 августа 2011 года <номер> подлежит признанию незаконным и отмене. Оснований же для признания незаконным решения начальника Управления от 08 июля 2011 года <номер>, которым Никитин С.Н. привлечён к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в виде финансовой санкции в сумме 1 039 рублей 20 копеек, в настоящее время не имеется, в связи с его отменой, что является основанием для отказа в удовлетворении встречных исковых требований Никитина С.Н. в этой части. В соответствии с абз.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Таким образом, компенсация морального вреда осуществляется только в случаях, нарушения личных неимущественных прав гражданина. Компенсация морального вреда в случаях нарушения имущественных прав допускается только в том случае, если прямо предусмотрено законом. Требования Никитина С.Н. о компенсации морального вреда основаны на вынесении Управлением незаконного решения о привлечении его к ответственности в виде финансовой санкции, то есть за нарушение имущественных прав. Однако законом в таких случаях компенсация морального вреда не предусмотрена, а потому в удовлетворении встречных исковых требований Никитина С.Н. о компенсации морального вреда следует отказать. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с Управления в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей, от уплаты которой Никитин С.Н., как инвалид II группы, был освобождён при подаче встречного иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) удовлетворить. Взыскать с Никитина С.Н. в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации недоимку по страховым взносам за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд ОМС в сумме 1 039 рублей 20 копеек, а также пени за период с 01 января 2011 года по 28 апреля 2011 года в сумме 27 рублей 64 копейки. Встречные исковые требования Никитина С.Н. удовлетворить частично. Признать требование Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) от 15 августа 2011 года <номер>, которым Никитин С.Н. обязан уплатить в срок до 31 августа 2011 года финансовую санкцию в сумме 1 039 рублей 20 копеек незаконным и отменить его. В остальной части в удовлетворении встречных исковых требований Никитину С.Н. отказать. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 10 дней с момента составления судом мотивированного решения - 19 декабря 2011 года. Председательствующий С.А. Марухин Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011 года