Дело № 2-6767/11 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре Надеждиной Ц.В., с участием истиц Пушкарёвой Н.И., Измайловой В.И., Кольцовой З.А., представителя ответчика ООО «Управляющая компания № 14» - Дитятевой Д.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкаревой Н.И., Измайловой В.И., Кольцовой З.А. к ООО «Управляющая компания <номер>» о перерасчете коммунальных платежей, у с т а н о в и л: Пушкарева Н.И., Измайлова В.И., Кольцова З.А. обратились в Новгородский районный суд с исковым заявлением к ООО «Управляющая компания <номер>» о перерасчете коммунальных платежей. В обосновании заявленных требований истицы указали, что в декабре 2009 года ими получены квитанции по оплате коммунальных услуг. Из квитанций они увидели, что им сделан перерасчет платы за отопление в размере 2 167,15 руб. - Измайловой В.И., 648,04 руб. - Кольцовой З.А., 2 146,05 руб. - Пушкаревой Н.И. С данным перерасчетом истицы не согласны и оплату не производили. Полагают, что управляющая компания самостоятельно без каких-либо оснований произвела перерасчет платы за отопление, хотя МУП «Теплоэнерго» никаких доначислений и корректировок не производило. Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения действующего законодательства при расчетах фактической реализации количества тепловой энергии на отопление в соседних домах. Истицы считают, что в отношении их дома допущены аналогичные нарушения при расчетах, что привело к появлению в квитанции графы «перерасчет». В связи с чем, истицы просят признать в квитанциях на оплату коммунальных платежей за декабрь 2009 года графу «перерасчет», как включенную с нарушением действующего законодательства, и снять с них начисленные суммы в размере 2 167,15 руб. - с Измайловой В.И., 648,04 руб. - с Кольцовой З.А., 2 146,05 руб. - с Пушкаревой Н.И. Истица Пушкарева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что в их доме отсутствует общедомовой прибор учёта, в связи с чем, управляющая компания не вправе выставлять дополнительные счета и делать перерасчеты по оплате услуг за отопление. Истицы Измайлова В.И., Кольцова З.А. исковые требования поддержали. Представитель ответчика ООО «Управляющая компания <номер>» - Дитятева Д.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что ООО «УК <номер>» не является надлежащим ответчиком на настоящему делу, поскольку фактически коммунальные услуги жильцам дома оказывало ОАО «ГУК «Западная» (в настоящее время ОАО «ГУК «Великий Новгород»). Кроме того, управляющая компания имеет право раз в год производить корректировку счетов по отоплению. Представитель третьего лица ОАО «ГУК «Великий Новгород» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Представители третьих лиц МУП «ИАЦ по ЖКХ» и МУП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении заседания не ходатайствовали. Ранее в предварительном судебном заседании 05.12.2011 г. представитель МУП «Теплоэнерго» пояснила, что в 2009 году Учреждение никаких корректирующих счетов в Управляющую компанию не представляла. Третьи лица Игнатьева Е.А., Измайлов А.А., Федотов А.Н., Пушкарёв А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом через своих родственников - истиц Пушкареву Н.И., Измайлову В.И. и Кольцову З.А. Ранее представляли заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. На основании ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав участников процесса, ознакомившись с письменными отзывами, исследовав иные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Пушкарева Н.И. зарегистрирована и проживает в квартире <номер>, Измайлова В.И - в квартире <номер>, Кольцова З.А - в квартире <номер> дома <адрес> В декабре 2009 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в указанном доме, по квартире Пушкаревой Н.И. дополнительно начислена плата за отопление в размере 2 146 руб. 05 коп., по квартире Измайловой В.И. - 2 167 руб. 15 коп., по квартире Кольцовой З.А. - 684 руб. 05 коп. Данные суммы указаны в графе «перерасчет» в квитанциях о платеже за декабрь 2009 года. При этом в данных квитанциях в качестве исполнителя коммунальных услуг указано именно ООО «Управляющая компания <номер>», а не ОАО «ГУК «Западная» (в настоящее время ОАО «ГУК «Великий Новгород»), в связи с чем, суд не может принять доводы представителя ответчика о том, что управляющая компания является ненадлежащим ответчиком. Согласно письменным отзывам ответчика и третьего лица ОАО «ГУК «Великий Новгород», корректировка размера платы за тепловую энергию обусловлена тем, что расчетные проектные нагрузки подачи тепловой энергии на многоквартирном доме не совпадают с суммарным нормативным потреблением тепловой энергии, за которую производится начисление потребителям. При этом, количество потребляемой тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией (МУП «Теплоэнерго») расчетным путем. Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст.157 ЖК РФ). В соответствии со ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ч.4 ст.427 ГК РФ, условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. В соответствии с п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306, норматив потребления коммунальных услуг представляет собой месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2.4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13 Правил). Постановлением Администрации В.Новгорода от 30.12.2008 г. № 327 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг с 1 января 2009 г. Ст.2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995г. №41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. На 2009 год тарифы на тепловую энергию установлены Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 29.12.2008 г. № 41/1 «О тарифе на тепловую энергию для населения муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» Великого Новгорода на 2009 год». Тариф установлен в размере 840,29 рубля на 1 Гкал. В 2009 г. тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг в В.Новгороде не изменялись. В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Администрацией В.Новгорода) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по ценовой и тарифной политике области). Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения на момент возникновения спорных отношений была установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307. Согласно п.п. «а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (в ред. от 23.05.2006 г.; Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 указанная возможность корректировки платы признана утратившей силу). В соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: P(ok.i) = P(k.p) x S(i) / S(D) - P(fn.i), (2) где: P(k.p) - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); S(i) - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S(D) - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); P(fn.i) - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Один из показателей данной формулы P(k.p) (размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию) рассчитывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений, указанный порядок законодательством РФ не был установлен, ресурсоснабжающая организация самостоятельно рассчитывала плату за потребленную энергию и выставляла счета на оплату ответчику. Ответчик в свою очередь, не принимал никаких мер по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляла плату за отопление без учета установленного норматива потребления. Между тем, поскольку в доме <адрес>, отсутствует общедомовой прибор учета, что не оспаривалось сторонами, то определить фактическое потребление теплоэнергии данным домом невозможно. Соответственно, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов. То обстоятельство, что МУП «Теплоэнерго» выставляло счета ответчику на основании своих данных о фактически реализованной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством РФ. Таким образом, граждане, проживающие в домах, в которых не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии, должны производить оплату за отопление только в соответствии с нормативами потребления и по установленным тарифам. В данном случае, поскольку один из показателей формулы, по которой управляющая организация имела право производить корректировку платы за тепловую энергию, не был установлен законодательством РФ, то проведение корректировки по формуле, указанной в Правилах №307 (в ранее действующей редакции), следует признать незаконной. В связи с этим, у Пушкаревой Н.И., Измайловой В.И., Кольцовой З.А. отсутствует обязанность по уплате сумм перерасчета платы за отопление, указанных в квитанциях о платеже за декабрь 2009 года, а также пени за неуплату данных коммунальных платежей. Поскольку на правоотношения истиц и ООО «Управляющая компания <номер>», как потребителей и исполнителя услуг, распространяются положения законодательства о защите прав потребителей, Пушкарева Н.И., Измайлова В.И., Кольцова З.А. при подаче настоящего иска в силу п.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ, были освобождены от обязанности по уплате государственной пошлины. Между тем, поскольку госпошлина ими уплачена в размере 200 руб. - каждой (всего 600 руб.), данные расходы, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ООО «Управляющая компания <номер>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 400 руб. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Пушкаревой Н.И., Измайловой В.И., Кольцовой З.А. - удовлетворить. Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания <номер>» по начислению корректировки платы (перерасчету) за отопление, указанной в квитанциях о платеже за декабрь 2009 года, в отношении Пушкаревой Н.И. в размере 2 146 руб. 05 коп., Измайловой В.И. - 2 167 руб. 15 коп., Кольцовой З.А. - 684 руб. 05 коп. Взыскать с ООО «Управляющая компания <номер>» в пользу Пушкаревой Н.И., Измайловой В.И. и Кольцовой З.А. расходы по оплате истицами государственной пошлины - по 200 рублей в пользу каждой. Взыскать с ООО «Управляющая компания <номер>» в доход местного бюджета государственную пошлины в размере 3 400 руб. Настоящее решение является основанием для освобождения Пушкаревой Н.И., Измайловой В.И., Кольцовой З.А. от обязанности по уплате указанных сумм, а также пени, начисленных на сумму корректировки платы за отопление. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 26 декабря 2011 года. Председательствующий И.В. Щеглов