Р Е Ш Е Н И Е 23 декабря 2011 года Великий Новгород при секретаре Паниной Л.А. с участием прокурора Ескиной И.В. представителя заинтересованных лиц Думы Новгородского муниципального района и Администрации Новгородского муниципального района Кузнецовой Н.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новгородского района об оспаривании п.6.3, абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 года №70, у с т а н о в и л: Прокурор Новгородского района обратился в Новгородский районный суд с заявлением об оспаривании п.6.3 и абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 года №70. В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемыми нормативными положениями регламентирована процедура предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, при этом установлена обязанность согласования вопроса о возможности предоставления участка конкретными должностными лицами органов местного самоуправления поселений, тем самым обусловлена подчиненность органа местного самоуправления одного муниципального образования органу местно самоуправления другого муниципального образования, что недопустимо. В судебном заседании прокурор Ескина И.В. заявление поддержала по изложенным в нем мотивам. Представитель заинтересованных лиц Думы Новгородского муниципального района и Администрации Новгородского муниципального района Кузнецова Н.Е., действующая на основании доверенностей, с заявлением не согласилась пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Новгородского муниципального района в пределах своих полномочий, не противоречит законодательству и не нарушает прав и свобод граждан, поскольку процедура согласования является административной, представляет собой организационный элемент документооборотаи не оказывает какого-либо влияния на осуществление своих полномочий органами местного самоуправления поселений. Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление Прокурора Новгородского района не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Как установлено в судебном заседании решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 года №70 утвержден Порядок предоставления земельных участков на территории <адрес> (далее Порядок). Указанный нормативный акт был опубликован в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с п.6.1 Порядка лицо, заинтересованное в получении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства, садоводства, для дачного строительства и строительства гаражей, подает заявление в Администрацию Новгородского муниципального района. После регистрации заявление направляется в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района и копия заявления - в Администрацию соответствующего городского или сельского поселения (п.6.2). Согласно п.6.3 Порядка при возможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись «Согласовано. Для оформления», ставится подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. При невозможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись «В согласовании отказано», указывается причина отказа в согласовании, ставится подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. Аналогичные положения регламентируют порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, расположенных в границах населенных пунктов. Так, в силу п.7.1 Порядка лицо, заинтересованное в получении земельного участка в границах населенных пунктов, для целей, не связанных со строительством, подает заявление в Администрацию Новгородского муниципального района. После регистрации заявление направляется в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района и копия заявления - в Администрацию соответствующего городского или сельского поселения (п.7.2). Согласно абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка при возможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись «Согласовано. Для оформления», ставится подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. При невозможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись «В согласовании отказано», указывается причина отказа в согласовании, ставится подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в Комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. Как следует из объяснений прокурора, данных в ходе судебного разбирательства, оспариваемые нормы противоречат ст.132 Конституции РФ и ч.3 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ от 06.10.2003 года (с последующими изменениями и дополнениями), определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, нарушают принцип самостоятельности органов местного самоуправления сельских поселений, допуская вмешательство в их деятельность Администрации Новгородского муниципального района. Действительно, в соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Из содержания части 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001 года следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В силу ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также уставами муниципальных образований. Согласно ч.5 ст.22 Устава муниципального образования Новгородский муниципальный район, утвержденного Решением Думы Новгородского муниципального района Новгородской области от 21 декабря 2005г. №30, в исключительной компетенции Думы Новгородского муниципального района находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Новгородского <адрес>. Как следует из указанных правовых норм, представительный орган Новгородского муниципального района, осуществляя права собственника земель, вправе устанавливать процедуру их предоставления, которая в свою очередь, регламентирована оспариваем нормативным актом. При этом суд не может согласиться с позицией прокурора, усмотревшего в оспариваемых нормах вмешательство органов местного самоуправления Новгородского муниципального района в деятельность органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Из содержания п.6.3 и абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка следует, что Администрация Новгородского муниципального района лишь согласовывает свои решения с главами администрации соответствующих городских и сельских поселений, сохраняя за собой право принятия окончательного решения, не находящегося в правовой зависимости от итогов согласования, что исключает подчиненность органов местного самоуправления, связанную с осуществлением последними своих функций по смыслу ч.3 ст.17 Федерального закона №131- ФЗ. В свою очередь, согласование является лишь административной процедурой и частью делопроизводства, сущность которой заключается в совокупности действий, направленных на обеспечение разработки, правильного оформления и исполнения решений, принимаемых по обозначенным направлениям деятельности, с целью повышения качества управленческих процессов, обеспечения комплексного анализа факторов, влияющих на принятие решения. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что п.6.3 и абзац 1.2 пункта 7.3 оспариваемого Порядка не противоречит законодательству, и приняты Думой Новгородского муниципального района в пределах своей компетенции. Таким образом, оснований для отмены соответствующих нормативных актов и, соответственно, удовлетворения требований прокурора у суда не имеется. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления прокурора Новгородского района об оспаривании п.6.3, абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 года №70 (в редакции решения Думы Новгородского муниципального района от 25.02.2011 года №45) отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (28 декабря 2011 года). Председательствующий: Котихина А.В.