о признании недействительным распоряжения об исключении из списка нуждающихся в жилой площади и восстановлении в очереди на получение жилой пощади



Дело № 2-570/12                                       Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Надеждиной Ц.В.,

с участием истца Степанова В.В.,

представителя ответчика Администрации В.Новгорода Добрыниной А.Н.,

третьего лица Степановой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова В.В. к Администрации Великого Новгорода о признании недействительным распоряжения об исключении из списка нуждающихся в жилой площади и восстановлении в очереди на получение жилой площади,

у с т а н о в и л:

Степанов В.В. обратился в Новгородский районный суд с исковым заявлением к Администрации Великого Новгорода и Управлению по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода о признании недействительным распоряжения об исключении из списка нуждающихся в жилой площади и восстановлении в очереди на получение жилой площади.

В обоснование заявления Степанов В.В. указал, что является военным пенсионером и ветераном военной службы. В 1991 году в период распада СССР и отсоединения Латвийской республики он на основании справки КЭЧ Рижского района г. Риги от <дата> г. встал на очередь на получение жилплощади в Военном комиссариате <данные изъяты>. Затем очередь передали в Управление по жилищным вопросам Администрации г. Новгорода. <дата> Степанов В.В. покинул Латвию, о чем свидетельствует удостоверение вынужденного переселенца. По прибытию в Россию он мог встать на очередь на получение жилплощади как вынужденный переселенец, но этого не сделал, так как уже стоял в очереди как военный пенсионер. Перед вынужденным переселением двухкомнатную квартиру, полученную от МО СССР по адресу: <адрес> Степанов В.В. обменял на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащую частному домовладельцу, которому ее впоследствии и сдал при выезде из Латвии. В противном случае его не выпустили бы из страны. Управление по жилищным вопросам Администрации г. В. Новгорода признав данное обстоятельство «самостоятельным ухудшением жилищных условий в результате обмена» исключило Степанова В.В. из списка нуждающихся в получении жилой площади. Степанов В.В. обратился к начальнику Управления, однако также получил отказ в восстановлении его в очереди на получение жилплощади.

На основании изложенного просит признать недействительным Распоряжение Администрации В.Новгорода от <дата> и восстановить его в очереди на получение жилой площади

Определением суда от 28 ноября 2011 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечена Степанова Г.П.

Определением суда от 14 декабря 2011 года (протокольная форма) Управление по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода, как ненадлежащий ответчик, с согласия истца исключено из числа ответчиков по делу

Истец Степанов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что не смог раньше обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, поскольку испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Кроме того, постоянно болела его супруга - Степанова Г.П., а в связи с отдаленностью места проживания от областного центра, он не мог оставлять ее одну.

Представитель ответчика Добрынина А.Н. иск не признала. Пояснила, что Степанов В.В. на законных основаниях, в связи с добровольным ухудшением жилищных условий, исключен из очереди нуждающихся в получении жилья. Кроме того, истёк срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Третье лицо Степанова Г.П. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что после вынужденного переезда из Латвии она за собственные накопленные деньги купила дом с участком в д. Поддорье. Ждали с мужем, когда им выделят квартиру, однако им так ничего и не дали. У нее и у мужа серьезные проблемы со здоровьем, в связи с чем, не смогли вовремя обратиться в суд.

Свидетель А показал в судебном заседании, что работает <данные изъяты>. Во время рабочей поездки в <адрес> к нему обратился истец с просьбой о содействии в получении жилья. При изучении данного вопроса в Администрации области было установлено, что в настоящее время имеются финансовые и организационные возможности для предоставления семье Степановых благоустроенного жилого помещения. Летом 2012 года планируется ввод в эксплуатацию нового жилого дома, которое строит ЗАО «СУ-5», где истцу и его жене может быть выделена квартира. Полагает, что Администрация города нарушила законные права Степанова В.В., в результате чего тот не получил от государства никакой помощи и в преклонном возрасте фактически остался без жилья.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Степанов В.В. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Латвийской ССР и Приказом <номер> уволен в запас в связи с достижением предельного возраста состояния на действительной военной службе. Календарная выслуга в Вооруженных Силах составила 27 лет 2 мес. 9 дней.

В период прохождения службы в марте 1979 году Степанову В.В. администрацией КЭЧ была выделена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>.

Также, как следует из справок войсковой части <номер> Министерства обороны, Степанов В.В. был поставлен в очередь на получение квартиры в <адрес>, но в связи с отделением Латвии от СССР и изменением политического строя, Совет Министров Латвийской республики прекратил выделение квартир военнослужащим запаса и их очереди ликвидировал.

В соответствии с п.3 Постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 г. N 734 «О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку», Степанов В.В., на основании справки КЭЧ <адрес> <номер> от <дата> был поставлен на учет для обеспечения жилой площадью.

Согласно п.3 Постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 г. N 734, лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения. Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

Как следует из ответа Исполнительной дирекции Латгальского предместья <адрес> от <дата>, квартира по адресу: <адрес>, выделенная семье Степанова В.В. администрацией КЭЧ в марте 1979 года, была закреплена за истцом решением квартирного отдела Рижской думы от <дата> В ноябре 1996 года указанная квартира была обменяна Степановым В.В. на квартиру по адресу: <адрес>. С указанного адреса семья Степановых <дата> выписалась в Россию.

<дата> Степанову В.В. выдано удостоверение вынужденного переселенца.

Распоряжением Администрации Великого Новгорода <номер>рм от 22.12.1999 г., на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата> Степанов В.В. снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья. Основанием данного решения, согласно ответу Управления по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода от <дата>, явилось то, что документы о сдаче жилой площади Министерству обороны Степановым В.В. не представлены, а его жилищные условия ухудшились в результате обмена ранее полученного от государства жилья (при этом в решении общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата> в качестве основания снятия с учета указана продажа Степановым В.В. квартиры).

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Как следует из пояснений истца, препятствием для его своевременного обращения в суд за защитой нарушенных прав явились серьезные проблемы со здоровьем, нахождение на лечении в медицинских учреждениях Кроме того, постоянно болела его супруга - Степанова Г.П., а в связи с отдаленностью места проживания от областного центра, он не мог оставлять ее одну.

Указанные истцом обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание медицинскими документами, а потому суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок пропущен истцом по уважительным причинам, в связи с чем полагает необходимым восстановить Степанову В.В. срок для обжалования распоряжения Администрации.

По существу заявленного искового требования судом из материалов дела и объяснений сторон установлено следующее.

В соответствии с положениями ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст.59 и п. «т» ст.71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.

В силу ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным органом предусмотрена военная служба и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства, предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними и членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

По смыслу правовых норм получение жилой площади по избранному месту жительства является мерой социальной защиты военнослужащих, и перемена места жительства возможна лишь при получении жилого помещения по новому месту жительства. Иначе предоставлению жилой площади по новому месту жительства должно предшествовать нахождение семьи военнослужащего в течение длительного времени без такового, что противоречит смыслу названного закона.

Основанием для снятия Степанова В.В. с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья, согласно ответу Управления по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода от 30.04.2002 г., явилось то, что документы о сдаче жилой площади Министерству обороны Степановым В.В. не представлены, а его жилищные условия ухудшились в результате обмена ранее полученного от государства жилья.

Между тем, с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, Латвийская Сторона гарантирует военным пенсионерам и членам их семей пользование занимаемыми ими жилыми помещениями в домах государственного и ведомственного жилого фонда.

В силу ст.5 указанного Соглашения, Российская Сторона и Латвийская Сторона не препятствуют военным пенсионерам и членам их семей в обмене занимаемой ими жилой площади на жилую площадь лиц, проживающих в Российской Федерации или в Латвийской Республике. Российская и Латвийская Стороны будут способствовать обустройству указанных лиц в соответствии с их выбором места постоянного проживания.

Данные нормы международного договора не устанавливают обязанность лиц, уволенных с военной службы, сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории Латвийской Республики либо Российской Федерации, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государства, на территорию которого указанные лица прибывают для постоянного проживания.

Исходя из смысла законодательства Российской Федерации, как ранее регулировавшего, так и в настоящее время регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, сдача жилого помещения указанными лицами должна иметь место лишь в тех случаях, когда это жилое помещение находится на территории Российской Федерации.

Между тем, из материалов настоящего дела усматривается, что Степанов В.С. жилого помещения на территории Российской Федерации не имел. До прибытия в Российскую Федерацию Степанов В.В. и его супруга проживали в квартире на территории Латвийской республики.

Кроме того, ссылаясь на подпункт "д" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку...", в соответствии с которым не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, Администрация Великого Новгорода фактически пришла к выводу о том, что право быть признанным нуждающимся в получении жилых помещений Степановым В.В. утрачено и восстановлению не подлежит, поскольку полученную по прежнему месту службы квартиру он обменял, ухудшив, тем самым, свои жилищные условия.

Между тем, в данном случае не учтено, что под действие указанной нормы подпадают правоотношения, возникающие исключительно в связи с отчуждением жилых помещений, полученных от государства - Российской Федерации и находящихся на ее территории. Истец же обменял квартиру по адресу: <адрес>, находящуюся на территории другого государства (Латвийской Республики), и данная квартира была на тот момент закреплена за ним именно этим государством (решением квартирного отдела Рижской думы от <дата>), а не получена от Российской Федерации. На территории Российской Федерации Степанов В.В. ни на праве собственности, ни на ином праве жилого помещения не имел и в настоящее время, согласно сведениям Управления Росреестра по НО и Управления по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации В.Новгорода, не имеет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что законодательство, регулирующее отношения в сфере обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждаемость указанных лиц в получении жилых помещений связывает с отсутствием у них на территории Российской Федерации жилья, выводы Администрации Великого Новгорода об утрате Степановым В.В. права на признание нуждающимся в получении жилого помещения не могут быть признаны правильными, а Распоряжение <номер>рм от <дата> законным.

Учитывая изложенное, исковые требования Степанова В.В. суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Степанова В.В. удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Администрации Великого Новгорода <номер>рм от <дата> о снятии Степанова В.В. с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья.

Обязать Администрацию Великого Новгорода восстановить Степанова В.В. на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения - 16 января 2012 г.

Председательствующий           И.В. Щеглов