о признании отказа Комитета по ЖКХ и ТЭК области незаконным



Дело № 2-3160/12                                                    Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Андреевой В.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Новгородской области Коляниченко И.В.,

представителя ответчика Комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области Байковой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Новгородской области, действующего в интересах Колпаковой Т.М., к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Новгородской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах Колпаковой Т.М., обратился в Новгородский районный суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее - Комитет) о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным и обязании совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что муж Колпаковой Т.М. - К. являлся участником боевых действий по защите СССР в районе о. Даманский в марте 1969 года. Согласно Федеральному закону «О ветеранах» на лиц указанной категории распространяются меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. К. скончался <дата> Дом, в котором в настоящее время проживает его супруга, признан непригодным для проживания, а сама Колпакова Т.М. - нуждающейся в жилом помещении. Между тем, при обращении в Комитет Колпаковой Т.М. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты по тем основаниям, что ею не представлены документы подтверждающие, что она относится к одной из категории ветеранов, на которых распространяется данная мера социальной поддержки. Прокурор полагает отказ Комитета незаконным и нарушающим социальные права Колпаковой Т.М., в связи с чем, просит обязать Комитет в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу включить Колпакову Т.М. в областной сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Истица Колпакова Т.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствие истицы.

Представитель истца - помощник прокурора Новгородской области Коляниченко И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Комитета Байкова Н.П. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

Статья 40 Конституции РФ, закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, нуждающимся в улучшении таких условий.

Повышенные меры социальной защиты и соответствующие правовые гарантии установлены в Российской Федерации для ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

Как установлено в судебном заседании, Колпакова Т.М. является вдовой К., умершего <дата>.

В период военной службы К. являлся участником боевых действий по защите СССР в районе острова Даманский 15 марта 1969 года.

В соответствии с подп. «а» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ «О ветеранах») к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 1, в том числе боевых действиях в районе острова Даманский, март 1969 года, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

Приведенные нормы закона свидетельствуют, что участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года отнесены законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.

Согласно подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы (п.3 ч.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах»).

В силу ч.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из положений п.3.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», по письменным заявлениям членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Данная мера социальной поддержки п. 3.1 введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"».

В соответствии с п.1.2. Порядка предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 26.02.2010 N 78 (далее - Порядок), право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком, из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, установленном областным законом от 06.06.2005 N 490-ОЗ, местом жительства которых является территория Новгородской области.

Из материалов дела следует, что Колпакова Т.М. является нетрудоспособной в силу возраста, находилась на иждивении мужа, в настоящее время получает пенсию по случаю потери кормильца, в повторный брак не вступала.

Постановлением <данные изъяты> от <дата> <номер> принадлежащий Колпаковой Т.М. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

Постановлением <данные изъяты> от <дата> <номер> Колпакова Т.М. признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

На основании п.2.2 Порядка постановлением <данные изъяты> поселения от <дата> <номер> Колпакова Т.М. признана нуждающейся в жилом помещении как вдова умершего участника Великой Отечественной войны. Ее учетное дело направлено в Комитет для решения вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Согласно ответу Комитета от <дата> <номер>, Колпаковой Т.М. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку ею не представлены документы, подтверждающие, что она относится к одной из категории ветеранов, указанных в подп. 2 п.3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» и п.1.2 Порядка.

Между тем, поскольку, как указывалось выше, лица, принимавшие участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года отнесены законом к категории участников Великой Отечественной войны и на них и членов их семей распространяются льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц, отказ Комитета в предоставлении Колпаковой Т.М. единовременной денежной выплаты, суд признает незаконным, а исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок - в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск заместителя прокурора Новгородской области - удовлетворить.

Признать отказ Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области в предоставлении Колпаковой Т.М. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным.

Обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу включить Колпакову Т.М. в областной сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения - 1 июня 2012 г.

Председательствующий                                                  И.В. Щеглов