о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-1861/12                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2012 года                                                                             Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Котихиной А.В.,

при секретаре Паниной Л.А.,

с участием истца Григорьева В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева В.Д. к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Григорьев В.Д. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязать предоставить меры социальной поддержки. В обоснование заявленных требований указал, что является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет. Письмом Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 11 мая 2011 года истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему в сельской местности более 10 лет по тем основаниям, что истец не весь период работал на территории <адрес>. Стаж работы в сельской местности на территории <адрес> составляет 4 года 18 мес. Считает данный отказ необоснованным.

В судебном заседании Григорьев В.Д. исковые требования поддержал по изложенным в нем мотивам.

Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения истца и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Григорьев В.Д. работал в сельской местности с 15.08.1974 г. по 15.08.1975г. <данные изъяты>; с 01.08.1975г. по 05.09.1976 г. <данные изъяты>; с 28.08.1981 г. по 14.01.1984 г. <данные изъяты>; с 23.08.1986 г. по 01.08.1990 г. <данные изъяты>; с 01.09.1991 г. по 23.01.1993 г. <данные изъяты>; с 15.11.1996 г. по 29.071998 г. <данные изъяты>; с 01.09.2001 г. по 19.09.2005 г. <данные изъяты>

Судом также установлено, что истец была уволен 19.09.2005г. по основаниям, предусмотренным ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию), на пенсию вышел с 18.01.1989 года, при этом в период с 01.09.2001 года по 31.12.2010 года пользовался мерами социальной поддержки.

Письмом комитета социальной защиты населения Новгородского района от 11 мая 2011 года №587 Григорьеву В.Д. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему более 10 лет в сельской местности.

Отказывая в предоставлении мер социальной поддержки, Комитет исходил из того обстоятельства, что у истца недостаточно стажа педагогической работы в образовательных учреждениях сельской местности <адрес>.

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.1 Областного Закона «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области №731-ОЗ от 31.03.2010 года право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники (в том числе руководящие работники, деятельность которых непосредственно связана с образовательным, воспитательным процессом), проживающие в сельской местности, поселках городского типа и работающие в расположенных в сельской местности, поселках городского типа областных и муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждениях, финансируемых или получающих ассигнования из областного бюджета, бюджетов муниципальных районов.

В силу п.2 приведенной правовой нормы право на меры социальной поддержки имеют вышедшие на пенсию педагогические работники, указанные в части 1 настоящей статьи, если они проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, продолжают проживать в сельской местности, поселках городского типа и на момент выхода на пенсию пользовались данной мерой социальной поддержки.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на меры социальной поддержки предусмотрено также федеральным законодательством.

До 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.

Ранее предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 4 мая 1971 года "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Впоследствии это право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 437 от 24 мая 1982 года, N 85 от 24 января 1985 года, а также другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22) право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельской местности составлял не менее 10 лет.

        Согласно п.2 вышеназванного разъяснения право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, детских домов, домов ребенка и детских дошкольных учреждений пользуются этими льготами, а также при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года №52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Учитывая, что в законодательных актах СССР и Российской Федерации, отсутствует указание на территориальное расположение образовательного учреждения, работники которого имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, кроме его нахождения в сельской местности, отказ Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о предоставлении истцу мер социальной поддержки в связи с недостаточностью стажа педагогической работы в образовательных учреждениях сельской местности <адрес> является необоснованным.

Согласно справке, выданной МАОУ* <номер> от 14.02.2012 года, на дату увольнения по собственному желанию истцу предоставлялись меры социальной поддержки как педагогическому работнику образовательных учреждений, работающему и проживающему в сельской местности.

При этом каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что в указанный период истец пользовался мерами социальной поддержки незаконно, ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Григорьева Д.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом истцу с 01.01.2011 г. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, в связи с чем надлежит обязать ответчика предоставить Григорьеву Д.В. меры социальной поддержки с указанной даты.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                      

р е ш и л:

Исковые требования Григорьева В.Д. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в предоставлении Григорьеву В.Д. мер социальной поддержки.

Обязать Комитет социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области предоставить Григорьеву В.Д. меры социальной поддержки с 01 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (06 мая 2012 года).

Председательствующий                                                            А.В.Котихина