об обязании организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп



Дело №2-2927/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2012 года                                                           Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре Фатьяновой Л.О.,

с участием представителя Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры Шеремета Д.С.,

представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Жигуляевой Е.А., третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области Сутоцкого С.В., специалиста Павлова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Великого Новгорода об обязании организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора,

решил:

Исполняющий обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора действующий, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Администрации Великого Новгорода с требованием обязать Администрацию Великого Новгорода организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в обосновании заявленных требований пояснил, что Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об охране окружающей среды на территории Великого Новгорода. Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В силу ст. 51 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. На основании ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8 Закона). Согласно ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 утверждены «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление,     использование,     обезвреживание,     транспортирование     и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее Правила). В соответствии с п.8 Правил органы местного самоуправления сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В ходе проверки установлено, что письмом от 26.12.2011 №4158-АУ Администрация Великого Новгорода проинформировала руководителей управляющих компаний о необходимости выполнений требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681. Таким образом, Администрацией Великого Новгорода не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, работа по данному направлению ограничена информированием руководителей управляющих компаний о необходимости выполнений требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010г.№681, на основании изложенного, исполняющий обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию Великого Новгорода организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В ходе рассмотрения дела, исполняющий обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, уточнил требование, просил обязать Администрацию Великого Новгорода организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора путем издания муниципального правового акта, регламентирующего организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального округа Великий Новгород, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода Жигуляева Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что в соответствии с п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 03.09.2010 г.№681 (далее постановление Правительства), установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Вместе с тем, нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен перечень мероприятий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, которые должны осуществлять органы местного самоуправления. В целях исполнения постановления Администрацией Великого Новгорода принято ряд мер, а именно на сайте Администрации Великого Новгорода размещена информация об организации, осуществляющей сбор отработанных ртутьсодержащих ламп; проводились публикации в средствах массовой информации; по Новгородскому радио и передаче «Зеленая планета» было дано интервью начальника управления по экологии Администрации Великого Новгорода ФИО по Великому Новгороду распространены брошюры содержащие информацию об организациях, которые обладают правом на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп; на территории городского округа Великий Новгород отработанные ртутьсодержащие лампы муниципальных учреждений, финансируются из бюджета великого Новгорода, утилизируются в рамках муниципальной целевой программы «Экология великого Новгорода», утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 03.11.2010года №823 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Эколология Великого Новгорода» (2011-2012 годы). Для этого ежегодно по итогам запроса котировок заключается муниципальный контракт со специализированной организацией, осуществляющей сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и их дальнейшее обезвреживание. В настоящее время заключен муниципальный контракт от 14.03.2012 года с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» на выполнение работ по демеркуризации ртутьсодержащих отходов муниципальных учреждений Великого Новгорода. 26 декабря 2011 года Администрацией Великого Новгорода за исх. №4158-АУ было направлено письмо руководителям управляющих компаний и ТСЖ Великого Новгорода об обращении со ртутьсодержащими отходами. Кроме того, в Решение Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 года №230 «Об утверждении правил содержания объектов благоустройства, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории В.Новгорода» вносятся, в том числе и по вопросу сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Исходя из изложенного представитель Администрации В.Новгорода в удовлетворении исковых требований просила отказать, считает, что Администрация Великого Новгорода, в своих действиях не нарушает нормы действующего законодательства Российской Федерации и предпринимает все меры по исполнению возложенных на нее обязательств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области - Сутоцкий С.В., считал, что требование исполняющего обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав исполняющего обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц Шеремету Д.С., представителя ответчика Жигуляеву Е.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области Сутоцкого С.В., специалиста Павлова А.В., исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

Согласно п.24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 3530100 12 01 1)имеют 1 класс опасности и, согласно ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относятся в чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 91100100 01 00 4), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4) имеют 4 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, относятся к малоопасным отходам.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено бездействие органов местного самоуправления Великого Новгорода в осуществлении возложенных на них полномочий, которое выразилось в том, что Администрация Великого Новгорода не организовала сбор опасных и малоопасных отходов - отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в нарушение действующего законодательства РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями исполняющего обязанности Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц Шереметы Д.С., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области, Сутоцкого С.В., специалиста Павлова А.В. и материалами дела.

Суд считает, что несоблюдение требований действующего законодательства, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами производства и потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, суд полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При решении вопроса о сроках исполнения решения суд учитывает возможности исполнения обязанности, принимает во внимание пояснения представителя ответчика и позицию истца, считает необходимым установить срок 6 месяцев, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения и организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Великого Новгорода и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, а также срок 4 месяца со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать правовой акт органов местного самоуправления, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Великого Новгорода.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию Великого Новгорода в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Великого Новгорода и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Великого Новгорода в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать правовой акт органов местного самоуправления, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Великого Новгорода.

Решение может быть обжаловано в Новгородский районный суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения- 25 июня 2012 г.

Председательствующий     Ж.Ю. Никонова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200