Дело №2-3349/12 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июня 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А. при секретаре Бобуровой Ю.В. с участием помощника прокурора Великого Новгорода Ионова И.А., представителя Администрации Великого Новгорода Секерина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Великого Новгорода о признании незаконными пунктов 3.4.-3.6. Порядка предоставления мер социальной поддержки Почётным гражданам Великого Новгорода, утверждённого Постановлением Администрации Великого Новгорода от 17 сентября 2009 года №262 (в редакции Постановления Администрации Великого Новгорода от 02 июня 2011 года №2192) как противоречащих федеральному законодательству и недействующими, установил: Прокурор Великого Новгорода обратился в суд с заявлением о признании незаконными пунктов 3.4.-3.6. Порядка предоставления мер социальной поддержки Почётным гражданам Великого Новгорода, утверждённого Постановлением Администрации Великого Новгорода от 17 сентября 2009 года №262 (в редакции Постановления Администрации Великого Новгорода от 02 июня 2011 года №2192) в части установления круга лиц, имеющих право на получение ЕДВ, не полученной ко дню смерти Почётным гражданином или вдовой такого лица, а также в части определения срока предъявления этого требования, как противоречащих федеральному законодательству и недействующими, указав в обоснование заявленных требований, что в оспариваемых положениях орган местного самоуправления вышел за пределы предоставленной компетенции, не соблюдая при этом нормы ГК РФ. В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал, указав, что по сути при принятии спорных пунктов Администрация Великого Новгорода (далее - Администрация) должна была продублировать нормы ГК РФ, в частности ст. 1183 ГК РФ, либо вообще не решать данный вопрос, так как он уже разрешён на уровне федерального законодателя. Представитель Администрации с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что определенная к выплате ЕДВ не является источником к существованию, а потому она выходит за рамки, определённые ГК РФ. Кроме того, учитывалось и мнение самих Почётных гражданин при разрешении данного вопроса. Выслушав объяснения помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Суд же не связан с доводами заявления и должен в полном объёме проверить законность оспариваемых пунктов. Из материалов дела видно, что решением Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 года №458 принято положение о звании «Почётный гражданин Великого Новгорода», а пунктом 2.1. такого решения Администрации поручено разработать и утвердить порядок предоставления мер социальной поддержки Почетным гражданам Великого Новгорода, предусмотренной пунктами 3.2, 3.3 вышеуказанного Положения. В пунктах 3.2. и 3.3. Положения определено право Почётных граждан Великого Новгорода на получение ежемесячной денежной выплаты. Реализуя указанное поручение Думы Великого Новгорода, Администрация 17 сентября 2009 года издаёт постановление №262 (далее - Постановление), которым утверждён порядок предоставления мер социальной поддержки Почётным гражданам Великого Новгорода. В последующем в это постановление были внесены изменения постановлением Администрации Великого Новгорода от 02 июня 2011 года №2192. Названные постановления были опубликованы в печатном издании «Новгород официальный» №29 от 23 сентября 2009 года и в печатном издании «Новгород официальный» №17 от 10 июня 2011 года соответственно. Такой порядок публикации полностью соответствует решению Думы Великого Новгорода от 26 января 2006 года №249. Согласно п.1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В силу п.1 ст. 1110, ст. ст. 1112 и 1113 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. На момент рассмотрения настоящего заявления спорные пункты постановления изложены в следующей редакции: 3.4. Назначенная сумма ЕДВ, причитающаяся Почетному гражданину в текущем месяце и оставшаяся не полученной в связи с его смертью, не включается в состав наследства и выплачивается вдове (вдовцу), а при отсутствии таковых - детям Почетного гражданина, если обращение за неполученной ЕДВ последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти Почетного гражданина. Назначенная сумма ЕДВ, причитающаяся вдове (вдовцу) Почетного гражданина в текущем месяце и оставшаяся не полученной в связи с ее (его) смертью, не включается в состав наследства и выплачивается ее (его) детям, если обращение за неполученной ЕДВ последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти вдовы (вдовца) Почетного гражданина. 3.5. Для выплаты назначенной и не полученной Почетным гражданином суммы ЕДВ вдова (вдовец), а при отсутствии таковых дети Почетного гражданина представляют в комитет по социальным вопросам заявление о выплате наследуемой суммы и способе ее доставки, подлинники и ксерокопии следующих документов: документа, удостоверяющего личность (паспорт); свидетельства о смерти Почетного гражданина; свидетельства о браке (для вдов (вдовцов) Почетного гражданина); свидетельства о рождении (для детей Почетного гражданина); документов, подтверждающих изменение фамилии (для детей Почетного гражданина). 3.6. Для выплаты назначенной и не полученной вдовой (вдовцом) суммы ЕДВ ее (его) дети представляют в комитет по социальным вопросам заявление о выплате наследуемой суммы и способе ее доставки, подлинники и ксерокопии следующих документов: документа, удостоверяющего личность (паспорт); свидетельства о смерти вдовы (вдовца) Почетного гражданина; свидетельства о рождении; документов, подтверждающих изменение фамилии. Исходя из содержания приведённых пунктов Постановления, следует, что по своей сути они разрешают вопрос о том, кто может получить денежные средства в рамках ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), которые были начислены Почётному гражданину, но в связи с его смертью не были им получены. Следовательно, в оспариваемых пунктах Постановления затронуты вопросы наследования начисленной, но не полученной Почтенным гражданином Великого Новгорода ЕДВ. Конституция Российской Федерации в ч.3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Развивая свои положения о принципе разделения властей далее Основной закон России делаёт чёткое разграничение между всеми ветвями власти, определяя их полномочия и компетенцию, равно как и разделяя исполнительную власть по вертикали, определяя главенство федерального законодательства над всеми остальными принимаемыми нормативно-правовыми актами субъектами власти более низших уровней - органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что прямо следует из положений ст.ст. 11, 12, 71, 72, 130, 131 и 132 Конституции Российской Федерации. При этом, указанное разделение властей подразумевает под собой, что никакой орган власти не вправе вмешиваться в компетенцию другого, либо подменять его собой за исключением тех случаев, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и принимаемых в соответствии с ней нормативных правовых актов. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; Как указано в п.2 ст. 1110 ГК РФ наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами. В силу п.1, п.2, п.3, п.4, п.7 ст. 3 ГК РФ В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Институт наследования включён в структуру ГК РФ, а потому все вопросы наследования относятся к ведению Российской Федерации, и с учётом приведённых норм могут регулироваться либо иными законами, либо Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, актами, изданными Министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Перечень же полномочий органов местного самоуправления более расширенно дан в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом следует отметить, что в таком Федеральном законе органам местного самоуправления не даны полномочия по регулированию вопросов, касающихся гражданского законодательства, в том числе и наследства. Для проверки законности оспариваемых пунктов суд исходит из их содержания, а также тех правоотношений, которые они регулируют. В п.3.4. Постановления Администрация определено, что назначенная сумма ЕДВ, назначенная Почётному гражданину, либо вдове (вдовцу) Почётного гражданина, но не полученная ими ко дню смерти не включается в состав наследства. Такой формулировкой органом местного самоуправления вмешался в вопросы наследования, определяя то имущество, которое может быть унаследовано, либо не может быть унаследовано. В данном случае Администрация вышла за пределы предоставленных полномочий, так как разрешила вопрос о том, что может быть наследовано, хотя такие вопросы уже разрешены федеральным законодателем, в том числе и в нормах ГК РФ. Определяя характер ЕДВ, суд исходит из того, что она является мерой социальной поддержки, то есть направлена на улучшение качества жизни Почётных граждан и их вдов (вдовцов), и по сути является одним из средств к существования, если оценивать это в рамках положений ст. 1183 ГК РФ, где в п.1 указано следующее: право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Следовательно, при разрешении вопроса о порядке наследования ЕДВ, Администрация должна была исходить из положений названной статьи, поскольку к какому-либо иному виду выплат, кроме как перечисленных в ст. 1083 ГК РФ, отнести ЕДВ не представляется возможным. Сам порядок и сроки наследования невыплаченных сумм указаны в п.2 и п.3 ст. 1083 ГК РФ, где определено, что требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. Администрацией же самовольно установлен срок наследования ЕДВ в срок - 6 месяцев, равно как и самовольно определён круг лиц, которые имеют такое право - вдова (вдовец) либо при их отсутствие - дети, хотя положения п.1 ст. 1083 ГК РФ указывают на иной круг и перечень этих лиц. Кроме того, Администрация оспариваемыми пунктами фактически исчерпывающе определила круг возможных наследников, хотя федеральное законодательство исходит из иной позиции по этому вопросу, равно как и по вопросу порядка и сроков наследования этих сумм. Таким образом, и в этой части Администрация вышла за пределы предоставленных ей полномочий, вмешавшись в исключительную компетенцию федеральных органов исполнительной власти, к которым, как уже указывалось выше органы местного самоуправления не относятся. Перечень документов, определённых в п.3.5 и в п.3.6. Постановления также следует признать неправомерным, поскольку изначально, определяя необоснованно узкий круг наследников, орган местного самоуправления выстроил неполный список необходимых документов, привязав их к понятию вдова (вдовец) либо дети умершего Почётного гражданина либо вдовы (вдовца), тем самым создав правовую неопределённость для иных возможных наследников - проживавших совместно с умершим членам его семьи, а также нетрудоспособных иждивенцев независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали, либо для наследников определённых в гл. 63 ГК РФ. В итоге Администрация незаконно ограничила права всех возможных наследников на неполученную ЕДВ, не имея на то соответствующих полномочий, чем существенно нарушила права граждан - потенциальных наследников Почтенного гражданина либо его вдовы (вдовца), что является незаконным. В оспариваемых нормах Администрация правильно определила лишь только обязанное лицо, куда следует обращаться за получением начисленной, но не полученной суммы ЕДВ, и то в пределах установленного п.2 ст. 1083 ГК РФ срока, но учитывая незаконность всего остального содержания оспариваемых пунктов, просто наличие указание на Комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода будет сводить к невозможности применения положений п.3.5. и п.3.6 Постановления, в виду неясности их смысла, и отсутствия привязки ссылки на такой Комитет к какому-либо возможному действия, а самостоятельно каким-либо образом изменять нормативные акты органа местного самоуправления суд не вправе, так как это будет вмешательством в исключительную компетенцию Администрации. Кроме того, ссылка на обязанное лицо имеется и в других пунктах Постановления, что в принципе оставляет ясность по обязанному лицу. С учётом изложенного оспариваемые пункты Постановления следует признать незаконными в полном объёме со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Великого Новгорода удовлетворить. Признать пункты 3.4.-3.6. Порядка предоставления мер социальной поддержки Почётным гражданам Великого Новгорода, утверждённого Постановлением Администрации Великого Новгорода от 17 сентября 2009 года №262 (в редакции Постановления Администрации Великого Новгорода от 02 июня 2011 года №2192) недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. На решение лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд, в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения - 18 июня 2012 года. Председательствующий С.А. Марухин Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2012 года