Дело № 2-3133/12 г. Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е 15 июня 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н. при секретаре Мигуновой Д.Г., с участием истца Артюхиной Ю.А., представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района Калясиной Ю.В., представителя ответчика Администрации Великого Новгорода Добрыниной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артюхиной Ю.А. к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным распоряжения об установлении опеки в части закрепления жилого помещения и к Комитету образования Новгородского муниципального района об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье, установил: Артюхина Ю.А. обратилась в суд с иском к Администрации Великого Новгорода о признании недействительным распоряжения №<номер> от <дата> об установлении опеки в части закрепления за ней жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и к Комитету образования Администрации Новгородского муниципального района об обязании Комитета образования Новгородского муниципального района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилье. В обоснование требований истец указала, что 15.02.2012 года ею было подано заявление в Комитет образования Новгородского района о принятии на учет нуждающейся в жилье, однако, Комитетом в постановке на учет было отказано, в связи с тем, что распоряжением Администрации В.Новгорода за ней было сохранено жилье по месту прописки матери Артюхиной Е.Б. по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежала ее дедушке Мажирину Б.В. Ее мать, Артюхина Е.Б., лишенная родительских прав в отношении нее, и сама истец были зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства, в связи с чем, за ней было сохранено данное жилое помещение. После смерти дедушки ее мать вступила в наследство и распорядилась полученной квартирой путем отчуждения. Таким образом, в настоящее время она не имеет возможности проживать в жилом помещении, право пользования которым было за ней закреплено оспариваемым распоряжением, оно же является препятствием в постановке ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В судебном заседании истец Артюхина Ю.А. поддержала иск по указанным основаниям. Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода иск не признала, пояснив, что распоряжение Администрацией Великого Новгорода вынесено в строгом соответствии с требованиями закона, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд с требованием в защиту прав и законных интересов. Представитель Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района иск признала, пояснив, что требования истца, адресованные к Комитету о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения заявлены обоснованно, в случае отмены определения Администрации Великого Новгорода о закреплении за несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, жилого помещения, принадлежавшего ее дедушке, у Комитета будут основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку никакого жилья на праве собственности или пользования у истца не имеется. Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 11 Областного закона № 468-ОЗ от 06.05.2005 г. «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, из их числа», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области. В силу п. 5 ст. 1 Закона № 455-ОЗ от 23.12.2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки», органы местного самоуправления наделены правомочиями по приобретению жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению им жилья. Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Таким образом, по смыслу положений ч. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в случае, если лица из числа детей сирот могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), то они подлежат обеспечению жилым помещением по договорам социального найма вне очереди. Основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям сиротам является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо социальном найме, либо невозможность возврата закрепленного жилого помещения. Судом установлено, что Артюхина Ю.А., <дата> года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Родители истца Артюхина Е.Б. и Артюхин А.В. решением Новгородского городского суда от 01 июня 1999 года лишены родительских прав. Распоряжением Администрации города Новгорода от <дата> № <номер> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Артюхиной Ю.А.» Артюхина К.А. назначена опекуном Артюхиной Юлии. Пунктом 2 указанного распоряжения за несовершеннолетней Артюхиной Ю.А. сохранено право пользования жилым помещением - квартирой <адрес>. На момент вынесения оспариваемого постановления собственником данной квартиры являлся Мажирин Б.В., что подтверждается справкой ЖСК-24 «Заря» от <дата> года, согласно которой Мажирин Б.В. является членом кооператива с 1973 года, паевые взносы за приобретаемую в собственность квартиру <адрес> в В.Новгороде в полном объеме им выплачены по состоянию на 1 января 1989 года. Как следует из материалов наследственного дела <номер> к имуществу Мажирина Б.В., решения Новгородского городского суда от 19 декабря 2006 года, свидетельства о регистрации права собственности на квартиру <адрес> в В.Новгороде серии <номер> №<номер>, выданного <дата> года, право собственности на спорную квартиру после смерти Мажирина Б.В. приобрела мать истца Артюхина Е.Б. По договору купли-продажи от <дата> года спорная квартира отчуждена Артюхиной Е.Б. С момента регистрации перехода прав по договору - <дата> года по дату рассмотрения дела собственниками квартиры являются Кириллов О.К. и Кириллова Г.Д., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> года При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что закрепление прав Артюхиной Ю.А. на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> является неправомерным. На момент закрепления жилое помещение находилось в собственности деда истца, в настоящее время квартира перешла в собственность посторонних лиц. Закрепление права пользования истца данной квартирой нарушает ее права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; кроме того, это нарушало права бывшего собственника квартиры Мажирина Б.В., и нарушает права нынешних собственников квартиры Кириллова Г.Д. и Кирилловой О.К., предусмотренные ст. 209 ГК РФ. Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к заявлению истца последствий пропуска срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ, о котором заявил представитель ответчика Администрации Великого Новгорода. Поскольку необоснованное закрепление чужого жилого помещения и непредоставление по этой причине жилого помещения лицу, имеющему на это право, носит длящийся характер, момент начала течения срока давности определить невозможно. Также суд принимает во внимание действия органа опеки и попечительства Администрации Великого Новгорода, под надзором которого находилась Артюхина Ю.А., который, располагая информацией о необоснованном закреплении несовершеннолетней в чужом жилом помещении, своевременно, в установленные законом сроки не обратился в суд за защитой права. Указанная причина не связана с личностью истца, она связана с ненадлежащим выполнением обязанностей органа, на который в силу закона возложена обязанность защиты прав малолетних и несовершеннолетних. По указанным основаниям пункт 2 распоряжения Администрации города Новгорода от <дата> № <номер> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Артюхиной Ю.А.», которым за несовершеннолетней Артюхиной Ю.А. сохранено право пользования жилым помещением - квартирой <адрес>, подлежит признанию незаконным. В настоящее время истец и ее несовершеннолетний сын Хвостов Г.М., <дата> года рождения зарегистрированы и проживают в комнате площадью 13,8 кв.м в квартире <адрес> Новгородского района. Указанная комната согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> года принадлежит Артюхиной К.А. (бабушке истца). Также в указанной комнате проживает незарегистрированная по месту жительства малолетняя Артюхина Полина, <дата> года рождения. Артюхина Ю.А. в собственности жилья не имеет, что подтверждается, помимо ее объяснений, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от <дата> года № <номер>, сообщением Управления по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода от <дата> года №<номер> <дата> года Артюхина Ю.А. обратилась в Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района с заявлением и всеми необходимыми документами о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, однако письмом Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района от <дата> года № <номер> ей в этом было отказано по тем основаниям, что за ней сохранено право пользования вышеназванным жилым помещением. С учетом приведенных выше норм и при установленных в судебном заседании обстоятельствах, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований в указанной части, суд приходит к выводу об обязании Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района принять на учет нуждающихся в жилом помещении Артюхину Ю.А., как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающейся в жилом помещении. Поскольку решение состоялось в пользу истца, а Администрация Новгородского муниципального района и Администрация Великого Новгорода в силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.3 ст.103 ГПК РФ понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей в ее пользу следует взыскать за счет средств местного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Артюхиной Ю.А. к Администрации Великого Новгорода о признании незаконным распоряжения об установлении опеки в части закрепления жилого помещения и к Комитету образования Новгородского муниципального района об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье, удовлетворить. Признать незаконным и отменить пункт 2 распоряжения Администрации города Новгорода от <дата> № <номер> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Артюхиной Ю.А.», которым за несовершеннолетней Артюхиной Ю.А. сохранено право пользования жилым помещением - квартирой <адрес>. Обязать Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района включить Артюхину Ю.А. в список нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Взыскать за счет средств местного бюджета в пользу Артюхиной Ю.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 20 июня 2012 года. Председательствующий Ю.Н. Степанова