о признании незаконными действий УФРС по Московской области



Дело № 2-3208/12        Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года      Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре Фатьяновой Л.О.,

с участием представителя заявителя Изотова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мачульской И.В. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и обязании ФБУ «Кадастровая палата» устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Мачульская И.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и обязании устранить допущенные нарушения, в обоснование которого указала, что 07 марта 2012 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о формировании в государственном земельном кадастре удельного показателя кадастровой стоимости 230 земельных участков раздельного земельного участка с кадастровым номером <номер> в соответствии с п. 2.3.1 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 <номер> и внесении указанных сведений об удельном показателе стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости. 23 марта 2012 года Мачульская И.В. вновь обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с повторным заявлением. Вышеуказанные письма получены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 11 и 29 марта 2012 года. 27 марта 2012 года из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в адрес Мачульской И.В. был направлен ответ, в котором указано на то, что осуществить пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в административном порядке не представляется возможным, не согласившись с действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Мачульская И.В. обратилась с настоящим заявлением в суд.

В судебном заседании представитель заявителя Изотов М.В. поддержал заявление по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области (ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявление Мачульской И.В. обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1 ст. 258 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено, что Мачульская И.В. приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 430 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, основании договора Дарения земельного участка от 18.05.2010 года.

На основании Постановления Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 22.11.2010г. <номер> изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 430000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства».

13.04.2011 года на основании заявления собственника земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 430000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принято решение о его разделе на 230 земельных участков (список земельных участков указан в решении собственника и приобщен к материалам дела).

На основании вышеназванного Постановления Администрации Шатурского муниципального района Московской области, заявления и письма Мачульской И.В. Постановлением от 26.09.2011г. <номер> присвоены адреса земельным участкам.

ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Шатурский отдел выдал истцу кадастровый паспорт (выписка из государственного кадастра недвижимости) земельного участка с кадастровым номером <номер> в которой указано, что удельный показатель кадастровой стоимости (руб./кв.м.) составляет 2 402 руб. 59 коп., соответственно кадастровая стоимость земельных участков составляет 1 033 113, 700 руб.

23 марта 2012 года заявитель обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с просьбой сформировать в государственном земельном кадастре удельный показатель кадастровой стоимости 230 земельных участков разделенного земельного участка с кадастровым номером <номер> в соответствии с п. 2.3.1 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской федерации от 12..08.2006 года №222 величиной 35 руб. 81 коп. за кв.м.

Письма получены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области соответственно 11 и 29 марта 2012 года.

Ответ Управления от 27 марта 2012 года содержит сведения, что при отсутствии среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения возможно для целей определения кадастровой стоимости в случае изменения вида разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, применение среднего для субъекта Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующего измененному виду разрешенного использования (л.д.33-36).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пунктам 9 и 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.

Анализируя нормы действующего законодательства Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, суд исходит из того, что поскольку земельные участки, принадлежащие заявителю, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел единого массива на несколько сотен земельных участков был произведен в 2011 году), а вид разрешенного использования был изменен в 2010 году, то их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222.

Согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя (дачное строительство), является дачное объединение.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Шатурскому району составляет 35 руб. 81 коп.

Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению.

Принимая во внимание, что Распоряжением N 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Шатурского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования земельных участков был изменен в 2011 году, суд приходит к выводу, что подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ, а именно: 35 руб.81 коп. за один квадратный метр.

Таким образом, суд считает незаконными, нарушающими права и интересы Мачульской И.В., действия Управления Росреестра по Московской области по формированию сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков заявителя, а также законными требования об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков Мачульской И.В. в размере 35 руб. 81 коп. за один квадратный метр.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (РОСРЕЕСТР) по формированию в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты>, разрешенное использование - для дачного строительства (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенных по адресу: <адрес> принадлежащих Мачульской И.В..

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» Московской области внести сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> принадлежащих Мачульской И.В., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - под дачное строительство, по адресу: <адрес>, в размере 35 руб.81 коп..

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:                      Ж.Ю. Никонова

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2012г.