Дело № 2-2969/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2012 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи: Никоновой Ж.Ю., при секретаре: Фатьяновой Л.О., с участием истца Климова Ю.А., представителя ответчика Администрации Великого Новгорода - Солдатовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова Ю.А. к Комитету архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить в собственность на платной основе земельный участок, у с т а н о в и л : Климов Ю.А. обратился в суд с иском к Комитету архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода о признании незаконным решения Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода <номер> от <дата> (далее по тексту-Комитет) и обязании предоставить в собственность на платной основе земельный участок с кадастровым номером <номер> в огородническом товариществе <адрес> в обоснование иска указал, что Комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода письмом под <номер> от <дата> было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, основанием для отказа послужило то обстоятельство, что указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. С отказом истец не согласен является инвалидом второй группы и с <дата> года пользуется данным земельным участком. В судебном заседании истец Климов Ю.А. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении, пояснил, что <дата> данный земельный участок был предоставлен его семье в пользование. После смерти его отца в <дата>. земельный участок был предоставлен его матери ФИО После ее смерти, последовавшей в <дата>., в связи с болезнью он не переоформил земельный участок на себя. С <дата>. он совместно с родителями пользовался спорным земельным участком, разрабатывал, выращивал овощи, фрукты, ягоды, оплачивал расходы по его содержанию, был построен садовый домик, в связи с чем, по его мнению, может претендовать на данный земельный участок по вышеизложенным основаниям. При рассмотрении дела по существу Климов Ю.А. уточнил требование, пояснил, что просил Комитет и просит суд предоставить ему спорный земельный участок под огородничество, поскольку с <дата> года пользуется указанным земельным участком. Представитель ответчика Администрации Великого Новгорода Солдатова Е.А. иск не признала, указав, что отказ Климову Ю.А., таковым не является, поскольку Комитет, согласно положению о Комитете, не уполномочен принимать соответствующие решения, поэтому данное письмо носит информационный характер, также пояснила, что в силу Закона на момент обращения Климова Ю.А. Администрация Великого Новгорода не была органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования -городского округа Великий Новгород в целях строительства осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области. В судебном заседании из письменных материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что <дата> Климов Ю.А. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность инвалиду, указав в заявлении, что пользуется данным земельным участком с <дата> года, является инвалидом, просит предоставить ему земельный участок в личное пользование для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства или под застройку. <дата> был дан ответ Комитета о невозможности предоставить вышеуказанный земельный участок на праве аренды или в собственность по основаниям указанным в ранее данных письменных ответах <номер> от <дата>;<номер> от <дата>, также дополнительно сообщив, что в связи с проектированием и строительством автомобильной дороги «Великий Новгород-Хутынь» до автомобильной дороги «Великий Новгород-Луга» с мостом через реку Волхов в <адрес>) вышеуказанный земельный участок попадает в границы санитарно-защитной зоны. Предоставление испрашиваемого земельного участка для ведения дачного подсобного хозяйства, садоводства или строительства невозможно. В существующих садоводческих объединениях в границах города свободных земельных участков нет. В соответствии с Генеральным планом города выделение новых земельных участков для ведения садоводства и огородничества на территории Великого Новгорода не предусмотрено, по вопросу выделения земельного участка для строительства в Великом Новгороде рекомендовано обратиться в КУГИ области (л.д.5) Предоставление гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно части второй статьи 13 Гражданского кодекса РФ в случае признания судом ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьёй 12 настоящего Кодекса. Как следует из абзацев третьего, восьмого, десятого статьи 12 Гражданского кодекса РФ, защита нарушенных гражданских прав может быть осуществлена путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, возмещения убытков и компенсации морального вреда. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлёкшего за собой нарушение права на земельный участок. В соответствии с подпунктами 7, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства относятся платность использования земли и сочетание интересов общества и законных интересов граждан. В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Федеральный закон № 66-ФЗ") предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Абзацем первым пункта 4 статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Как следует из пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, гражданин, заинтересованный в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подаёт в орган местного самоуправления заявление, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Изучение судом содержания этого заявления показало, что оно не соответствует приведённым выше требованиям законодательства, а именно: в нём не указано конкретно испрашиваемое право; к нему не приложены документы, подтверждающий членство Климова Ю.А. в <адрес> описание местоположения земельного участка и заключение правления указанного некоммерческого объединения. Кроме того, под индивидуальное огородничество предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения в аренду на срок до трех лет. Порядок предоставления таких земельных участков определяется органом местного самоуправления, который в силу ст. 34 ЗК РФ обязан утвердить соответствующие процедуры предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Из пояснений представителя ответчика Администрации Великого Новгорода установлено, что свободных участков на территории <адрес>» не имеется, испрашиваемый участок в <дата> был предоставлен в пользование матери Климова Ю.А., ФИО, которая умерла <дата> с заявлением о прекращении бессрочного права пользования в Администрацию Великого Новгорода никто не обращался, также пояснила, что в указанном районе вновь земельные участки не предоставляются, поскольку это земли ограниченные в обороте, а именно зарезервированные для государственных нужд (проектирование и строительство автомобильной дороги «Великий Новгород-Хутынь» до автомобильной дороги «Великий Новгород-Луга» с мостом через реку Волхов в <адрес>), испрашиваемый участок находится в санитарно-защитной зоне, а в соответствии с СанПиН размещать в данной зоне данные участки запрещается. Таким образом, в отсутствие заявления, отвечающего требованиям закона, у Администрации Великого Новгорода как уполномоченного органа местного самоуправления не возникла обязанность по совершению действий, связанных с предоставлением Климову Ю.А. в собственность бесплатно земельного участка для садоводства или огородничества. Кроме того, на момент обращения Климова Ю.А. в Комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода согласно ч.2ст.3 областного закона от 05.12.2011 г.№1125-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом по Новгородской области, Комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода не был наделен полномочиями по предоставлению вышеуказанных земельных участков на территории Великого Новгорода для индивидуального жилищного строительства. С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что предъявленный Климовым Ю.А.. иск является необоснованным и не подлежит удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Климова Ю.А. к Комитету архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить в собственность на платной основе земельный участок - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения -05 июля 2012г. Председательствующий Ж.Ю. Никонова