Дело №2-4287/12 Великий Новгород РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А., при секретаре Иутинской И.Ф., с участием заявителя Богдановой Н.А., представителя Администрации Новгородского муниципального района Айрапетян Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богдановой Н.А. о признании незаконным распоряжения Администрации Новгородского муниципального района, установил: Богданова Н.А. (далее - заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации Новгородского муниципального района (далее - Администрация), указав в обоснование, что распоряжением Администрации от <дата> г. № <номер>-рз заявителю была утверждена схема расположения земельного участка в деревне Савино Савинского сельского поселения Новгородского района, на кадастровом плане квартала <номер>, для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом Администрации от <дата> г. № <номер> «О рассмотрении заявления» Богданова Н.А. проинформирована о том, что для получения земельного участка в аренду необходимо провести кадастровые работы. Заявителем были организованы и оплачены кадастровые работы, изготовление межевого дела, а также установка межевых знаков. 07.07.2012 г. в адрес заявителя от Администрации Новгородского муниципального района поступило сообщение о том, что распоряжение от <дата> г. № <номер> отменено распоряжением от <дата> г. № <номер>-рз в связи с несоблюдением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части обеспечения подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве, отсутствием заблаговременной публикации такой информации. Заявитель полагает, что распоряжение Администрации Новгородского муниципального района от <дата> г. № <номер>-рз является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, поскольку последствия неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей статья 34 ЗК РФ не содержит. Кроме того, земельный участок испрашивался для целей, не связанных со строительством. Проведение торгов в целях предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства законом не предусмотрено. В судебном заседании заявитель Богданова Н.А. заявленное требование поддержала по вышеуказанным мотивам. Представитель Администрации Новгородского муниципального района Айрапетян Ю.Р. полагала, что требования заявителя являются незаконными и необоснованными. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.1 ст. 258 ГПК РФ). В судебном заседании установлено, что заявитель 20.04.2012 года обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на 49 лет земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного в д.<адрес> Новгородской области. На оборотной стороне заявления истицей было указано местоположение испрашиваемого земельного участка. Данное заявление зарегистрировано в Администрации Новгородского муниципального района <дата> г. за № <номер>. По результатам рассмотрения заявления заместителем главы Администрации Новгородского муниципального района издано распоряжение от <дата> г. № <номер> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», которое с сопроводительным письмом от <дата> г. № <номер> было направлено Богдановой Н.А. для проведения кадастровых работ по изготовлению кадастрового паспорта земельного участка. Распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от <дата> г. № <номер> распоряжение от <дата> г. № <номер> отменено в связи с несоблюдением требований ст.34 ЗК РФ в части обеспечения подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату и бесплатно), и отсутствием заблаговременной публикации такой информации. 20.07.2012 г. в газете «Звезда» № <номер>) Администрацией Новгородского муниципального района опубликовано информационное сообщение о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду с указанием на то, что если в течение 10 дней с момента опубликования данного сообщения поступят еще заявления на предоставление земельного участка в аренду, то предоставление земельного участка будет производиться на торгах (то есть за плату). Аналогичное информационное сообщение размещено 11.07.2012 г. в сети Интернет на сайте Администрацией Новгородского муниципального района. В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Новгородского муниципального района осуществляется в порядке, определенном ст.34 ЗК РФ, решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 г. № 70 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района». Согласно ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4). Согласно п.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6). Конституционный Суд РФ от 25.11.2010 N 1549-О-О в определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кабакова Виктора Викторовича на нарушение его конституционных прав абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации" указал следюущее. В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и вопросов оплаты работ за формирование земельных участков не регламентируют, а потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе. Применительно к настоящему спору регламентированная статьей 34 ЗК РФ процедура предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, обеспечивает соблюдение декларативных в названной статье принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Из материалов дела усматривается, что на момент издания распоряжения от <дата> г. № <номер> требования п.1 и 2 статьи 34 ЗК РФ Администрацией Новгородского муниципального района не выполнены, что создало приоритеты для Богдановой Н.А. в получении права аренды на спорный земельный участок и исключило возможность эффективного распоряжения этим участком на конкурсной основе. Такое бездействие Администрации привело к ограничению конкуренции, связанной с правами других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях. С учетом изложенного, суд полагает, что распоряжение от <дата> г. № <номер> законно и обоснованно отменено распоряжением Администрации Новгородского муниципального района от <дата> г. № <номер> и не усматривает оснований для отмены последнего. Довод заявителя о затратах, понесенных при формированию межевого дела и проведении кадастровых работ, для разрешения настоящего спора не являются юридически значимым. При подтверждении указанных расходов в порядке, установленном законодательством, заявитель не лишен возможности использовать иные способы защиты своих субъективных прав. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Богдановой Н.А. о признании незаконным распоряжения Администрации Новгородского муниципального района от <дата> г. № <номер> - отказать. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: Галкина Н.А. Мотивированное решение составлено: 02 августа 2012 года.