о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-4149/12                                                               г. Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре                              Федоровой Т. В.,

с участием прокурора Залевского М. С., истца Ульяновой Т. Г., представителя третьего лица Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района Гришиной М. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новгородского района в интересах Ульяновой Т.Г. к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о предоставлении мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Новгородского района, действуя в интересах Ульяновой Т. Г., обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области об отмене решения от <дата> <номер> об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки, в обоснование заявления указав, что Ульянова Т. Г. является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, имеющим право на получение мер социальной поддержки. Оспариваемым решением Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от <дата> в предоставлении мер социальной поддержки Ульяновой Т. Г. было необоснованно отказано.

Определением суда от 02 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет образования Администрации Новгородского муниципального района и Администрация Новгородского муниципального района.

Извещенный надлежащим образом представитель ответчика Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Извещенный надлежащим образом представитель третьего лица Администрации Новгородского муниципального района в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании прокурор Залевский М. С. и истец Ульянова Т. Г. поддержали исковые требования по мотивам, изложенным в заявлении.

Представителя третьего лица Комитета образования Администрации Новгородского муниципального района Гришина М. Г. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Ульянова Т. Г. работала в должности учителя начальных классов <данные изъяты> начальной школы с 27 августа 1990 года по 31 декабря 2002 года, с 31 декабря 2002 года по 01 октября 2003 года - в <данные изъяты> основной общеобразовательной школе. Уволена 01 октября 2003 года по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). После увольнения состояла на учете в качестве безработной в Центре занятости населения Новгородского района до 27 апреля 2004 года.

28 октября 2004 года Ульяновой Т. Г. была назначена пенсия. При выходе на пенсию педагогический стаж истца составил более 10 лет работы в сельской местности, Ульянова Т. Г. проживала и продолжает проживать в сельской местности.

Письмом Комитета социальной защиты населения Новгородского района от <дата> <номер> Ульяновой Т. Г. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему более 10 лет в сельской местности.

Отказывая в предоставлении мер социальной поддержки, Комитет исходил из того обстоятельства, что у истца на момент выхода на пенсию не было права на получение мер социальной поддержки.

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.1 Областного Закона «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области №731-ОЗ от 31 марта 2010 года право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники (в том числе руководящие работники, деятельность которых непосредственно связана с образовательным, воспитательным процессом), проживающие в сельской местности, поселках городского типа и работающие в расположенных в сельской местности, поселках городского типа областных и муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждениях, финансируемых или получающих ассигнования из областного бюджета, бюджетов муниципальных районов.

В силу п.2 приведенной правовой нормы право на меры социальной поддержки имеют вышедшие на пенсию педагогические работники, указанные в части 1 настоящей статьи, если они проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, продолжают проживать в сельской местности, поселках городского типа и на момент выхода на пенсию пользовались данной мерой социальной поддержки.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на меры социальной поддержки предусмотрено также федеральным законодательством.

До 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.

Ранее предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 4 мая 1971 года "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Впоследствии это право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 437 от 24 мая 1982 года, № 85 от 24 января 1985 года, а также другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22) право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельской местности составлял не менее 10 лет.

        Согласно п.2 вышеназванного разъяснения право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, детских домов, домов ребенка и детских дошкольных учреждений пользуются этими льготами, а также при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Учитывая, что в законодательных актах СССР и Российской Федерации, отсутствует указание на территориальное расположение образовательного учреждения, работники которого имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, кроме его нахождения в сельской местности, отказ Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о предоставлении Ульяновой Т. Г. мер социальной поддержки является необоснованным.

Не могут быть приняты во внимание судом и доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 32 Закона РФ N 1032-1 от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в РФ", гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Из материалов дела следует, что Ульянова Т. Г. имеет необходимый педагогический стаж, уволена по основаниям ст.81 ч.2 п.1 (по сокращению штата), при этом проживала и проживает в сельской местности, пользовалась мерами социальной поддержки (в частности, в период с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года).

При этом каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что в указанный период истец Ульянова Т. Г. пользовалась мерами социальной поддержки незаконно, ответчиком суду не представлено.

Из материалов дела усматривается, что после увольнения за истицей сохранялась средняя заработная плата, при этом с 02 января 2004 года Ульянова Т. Г. состояла на учете в ГУ - Центр занятости населения Новгородского района, а с 28 октября 2004 года ей была назначена трудовая пенсия по старости.

Таким образом, согласно п.2 ст.28 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" фактически трудовой стаж истицы не прерывался.

Тот факт, что истица ожидала назначения пенсии, правового значения не имеет и не может ущемлять ее законные права и интересы.

При таких обстоятельствах суд находит отказ Комитета в предоставлении мер социальной поддержки неправомерным, а исковые требования прокурора в интересах Ульяновой Т. Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд                                                  

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новгородского района в интересах Ульяновой Т.Г. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в предоставлении Ульяновой Т.Г. мер социальной поддержки

Обязать Комитет социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области предоставить Ульяновой Т.Г. меры социальной поддержки с 01 января 2011 года.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 13 августа 2012 года.

Председательствующий                                                              М. В. Юршо