о понуждении устранить нарушения требований законодательства



Дело № 2-4103/12                                                                       Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

22 августа 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Юршо М. В.,

при секретаре                              Федоровой Т. В.,

с участием прокурора Скирмантас О. В., представителя ответчика ТСЖ «Любава» Васильева П. В., представителя третьего лица Администрации Великого Новгорода Гавриловой Е. В. и представителя третьего лица Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области Григорьевой Е. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Любава» о понуждении устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации,

у с т а н о в и л:

Исполняющий обязанности прокурора Великого Новгорода, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ТСЖ «Любава» о понуждении устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации товариществами собственников жилья, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 161 ЖК РФ и п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, ответчик ТСЖ «Любава» (далее также - Товарищество) не разместило в сети Интернет на сайте Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Администрации Новгородской области либо на сайте Администрации Великого Новгорода следующую информацию о деятельности ТСЖ «Любава»: общую информацию о товариществе, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности товарищества, сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Отсутствие перечисленной информации нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о деятельности Товарищества.

В ходе судебного разбирательства спора прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика разместить в сети Интернет на сайте Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области по адресу: <адрес> либо на сайте Администрации Великого Новгорода по адресу: <адрес> информацию о деятельности Товарищества: общую информацию о товариществе, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности товарищества, сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Определением суда от 31 июля 2012 года по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Великого Новгорода и Управление государственной жилищной инспекции Новгородской области.

В судебном заседании прокурор Скирмантас О. В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Товарищества Васильев П. В. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь в объяснениях на отсутствие порядка размещения информации.

Представитель третьего лица Администрации Великого Новгорода Гаврилова Е. В. и представитель третьего лица Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области Григорьева Е. Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в письменных объяснениях.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управления управляющей организацией или товариществом собственников жилья.

В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст. 143.1 ЖК РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 (далее - Стандарт).

Пунктом 2 Стандарта раскрыто понятие управляющей организации в рамках действия указанного стандарта, в соответствии с которым под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.

Одновременно действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым в силу положений ст. 135 ЖК РФ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Стандартом установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Согласно п. 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неопределенного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В частности, товарищество собственников жилья обязано раскрывать следующую информацию: а) общая информация о товариществе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности товарищества; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в пп. «а» п. 5 и пп. «а» п. 5(1) Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

В силу п. 5 Стандарта информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Распоряжением Администрации Новгородской области от 13 июля 2012 года № 223-рз Управление государственной жилищной инспекции Новгородской области определено в качестве органа исполнительной власти Новгородской области, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" которого организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее - управляющие организации), в также товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее - товарищество, кооператив), могут размещать информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, товариществами, кооперативами.

В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что ТСЖ «Любава» осуществляет функции управления в отношении многоквартирного жилого дома <номер> по ул. <адрес> в Великом Новгороде.

В нарушение приведенных выше требований действующего законодательства ответчиком ТСЖ «Любава» по состоянию на дату проведения прокурором проверки (20 июня 2012 года) и на дату вынесения судом решения необходимая информация не раскрыта путем ее опубликования в сети Интернет: ни на сайте Товарищества (который у ответчика отсутствует); ни на сайте Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области, ни на сайте органа местного самоуправления - Администрации Великого Новгорода.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ответчика устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации основан на законе и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым установить ответчику месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ТСЖ «Любава» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб., от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск и.о. прокурора Великого Новгорода в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Любава» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети Интернет на сайте Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области по адресу: <адрес> либо на сайте Администрации Великого Новгорода по адресу: <адрес> информацию о деятельности Товарищества собственников жилья «Любава»: общую информацию о товариществе, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности товарищества, сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Любава» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 200 руб.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 27 августа 2012 года.

Председательствующий                                                                   М. В. Юршо