Дело №2-4253/12 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 августа 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Борисовой В.И., при секретаре Голубевой Л.В., с участием истца Соломиной И.Н., представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) Стефаненко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломиной И.Н. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначения пенсии, суд УСТАНОВИЛ: Протоколом - Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) от 18.05.2012г. Соломиной И.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия необходимого 25-ти летнего специального стажа. Период работы .... в должности учителя учебного, научного методического .... период нахождения на курсах повышения квалификации с .... в льготном исчислении и назначить пенсию с 21.02.2012г. Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Соломина И.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о включении указанных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначения пенсии, ссылаясь в обоснование иска на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии имела необходимый 25 летний стаж, полагает, что данный отказ в назначении досрочной трудовой пенсии нарушает ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. В судебном заседании Соломина И.Н. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель ГУ - УПФ РФ в городе Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что зачету в специальный стаж Соломиной И.Н. спорный период работы в должности учителя учебного, научного методического .... не может быть включен из-за несоответствия законодательству наименования учреждения, в которых протекала деятельность истицы, т.к. учреждения, где протекала трудовая деятельность истицы, не являются учебным учреждениями. Не подлежит зачёту и период нахождения истицы на курсах повышения квалификации. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 вышеуказанного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. До 1 января 2002 года (до принятия ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей (пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей) определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления от 1 февраля 2001 г. N 79). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам. В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Как установлено в судебном заседании Соломина И.Н. работала с .... в должности учителя учебного, научного методического .... Кроме того, истица находилась на курсах повышения квалификации .... Согласно Уставу Муниципального образовательного учреждения «новгородский учебный, научно - методический .... является составной частью государственной системы образования Российской федерации, являясь муниципальным образовательным учреждением и предназначен для интеллектуального развития подростков и юношества. Согласно приказа по Комитету образования Администрации г. Новгорода № 418 от 05.10.1993г. «Об открытии лицейских классов при .... были введены 4 класса с количеством учеников 86 человек на базе УНЦ интеллектуального развития школьников ....» с 01.09.1993г. В соответствии с Уставом предметом деятельности Центра является организация углублённого изучении физики, математики, английского языка и вычислительной техники, по остальным предметам реализуются программы не ниже уровня образовательного стандарта. В соответствии со статьей 9 Закона "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); профессиональные (основные и дополнительные); профессиональной подготовки. Статьей 17 Закона "Об образовании" предусмотрено, что общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Ответчиком не оспаривается наименование должности истицы по вышеуказанному Списку, вместе с тем наименования учреждений, в которых осуществляла трудовую деятельность истица не соответствуют вышеуказанному Списку, а также Списку профессий и должностей работников образования, педагогическая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Однако, Конституционный суд в Постановлении от 03.06.2004г. №11-П указал, что Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7;статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности. В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста. Согласно п. 3.4.в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39. Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления. Таким образом, вышеуказанные спорные периоды должны быть отнесены к педагогической деятельности, в связи с чем исковые требования о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению. Согласно п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12. 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовую пенсию указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно п.10 при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2),35 (часть 1), 37 (части 1 и 3),39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Рассматривая вопрос о включении в специальный стаж в льготном исчислении период нахождения истицы на курсах повышения квалификации ..... суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворения. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с п.19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, просвещения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность. Согласно справки выданной Соломиной И.Н. ... от 29.06.2012г. Соломина И.Н. работает в .... в должности .... с 01.09.1993г. по настоящее время. Поскольку спорные периоды должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, и специальный стаж истицы по осуществлению педагогической деятельности на день рассмотрения дела в суде составляет более 25 лет, требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (с момента возникновения права на досрочную пенсию)подлежат удовлетворению. Однако не с момента обращения истицы в ГУ -Управление Пенсионного фонда 10.02.2012г., а с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии. Согласно данных Управления ПФ РФ на момент обращения истицы за назначением пенсии, Управлением зачтён в специальный стаж истице период её работы в качестве учителя и стаж составил 23 г. 2 дня, с учётом зачтённого судом срока .... в должности учителя учебного, научного методического .... период нахождения на курсах повышения квалификации .... стаж составляет .... поскольку истица продолжает педагогическую деятельность, право на досрочное назначение пенсии у неё возникло на 21.02.2012г. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Соломиной И.Н. к ГУ УПФ РФ (межрайонное) в г. Великом Новгороде Новгородской области - удовлетворить. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы Соломиной И.Н. .... в должности учителя учебного, научного методического Центра .... период нахождения на курсах повышения квалификации с .... в льготном исчислении. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) назначить Соломиной И.Н., .... трудовую пенсию по старости с 21.02. 2012 года. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) в пользу Соломиной И.Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 27 августа 2012г. Председательствующий: В.И. Борисова