Дело № 2-4527/12 Решение Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года Великий Новгород Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н., при секретаре Чапаевой С.О., с участием истца Ивановой С.А., представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района - Кузнецовой Н.Е., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Савинского сельского поселения Смирнова М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Иванова С.А. к Администрации Новгородского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным, обязании выдать схему расположения земельного участка и заключить договор аренды земельного участка, у с т а н о в и л: Иванова С.А. обратилась в суд с иском к Администрации Новгородского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным, обязании выдать схему расположения земельного участка и заключить договор аренды земельного участка, указав в обоснование, что 24 апреля 2012 года она обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного на территории Савинского сельского поселения в кадастровом квартале № <номер> для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом Администрации Новгородского муниципального района от 11 мая 2012 года <номер> ей было отказано в согласовании к оформлению испрашиваемого ею земельного участка, по тем основаниям, что данный участок входит в состав земельного участка, планируемого в целях проведения аукционов по продаже для ведении личного подсобного хозяйства и соответственно, приобрести его можно только на аукционе. Истица считает данный отказ неправомерным, поскольку он нарушает её конституционные права и свободы как человека и гражданина. Истец Иванова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района, действующая на основании доверенности, Кузнецова Н.Е., исковые требования не признала, объяснила, что отказ в предоставлении земельного участка является обоснованным, поскольку в настоящее время данный земельный участок сформирован в целях проведения аукционов по продаже земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, согласно постановлению Администрации Новгородского муниципального района № 654 от 28 апреля 2011 года, которое в настоящий момент никем не оспорено и является действующим правовым актом. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Савинского сельского поселения, действующий на основании доверенности, Смирнов М.Г. считал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку испрашиваемый заявительницей участок находится в пределах зарезервированного земельного участка, аукцион имеет своей целью дополнительное поступление денежных средств в бюджет. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам. Пунктом 2 ст. 11 ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В соответствие со ст. 3 этого же Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (ч. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (ч. 4). В соответствие со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2). В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ. В силу п.п. 3 - 5 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ; в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что согласно Постановлению № 654 Администрации Новгородского муниципального района от 28 апреля 2011 года «Об организации проведения аукциона по продаже земельных участков» (далее по тексту Постановление № 654 от 28 апреля 2011 года) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования Новгородский муниципальный район и в целях проведения аукционов по продаже земельных участков для целей жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, Администрация Новгородского муниципального района постановила поручить комитету по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района организовать формирование земельных участков, расположенных, в том числе у д<адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, согласно прилагаемой схемы (приложение <номер>), для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно схеме плана испрашиваемый истцом земельный участок находится в пределах данного земельного участка. Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истица Иванова С.А., зарегистрированная и постоянно проживающая на территории городского поселения Великий Новгород, 24 апреля 2012 года обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 3 000 кв.м на праве аренды сроком на 49 лет, указав место расположения участка на территории Савинского сельского поселения в кадастровом квартале <номер>, указав цель использования - для ведения личного подсобного хозяйства, а также как следует из объяснений истицы и для индивидуального строительства на указанном участке, при этом заведомо зная о существовании указанного выше Постановления № 654 от 28 апреля 2011 года. 11 мая 2012 года первым заместителем Главы Администрации Новгородского муниципального района Шиловой И.Е. на заявление Ивановой С.А. был дан ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, так как данный земельный участок входит в состав земельного участка, планируемого в целях проведения аукционов по продаже для ведения личного подсобного хозяйства и, соответственно, приобрести его можно только на аукционе. Из схем, являющихся приложением к заявлению Ивановой С.А. и к вышеуказанному Постановлению № 654 от 28 апреля 2011 года видно, что испрашиваемый заявительницей земельный участок входит в состав земель, формируемых с целью проведения аукциона по их продаже. Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что истица обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении ей конкретного земельного участка уже после принятия Администрацией Новгородского муниципального района соответствующего правового акта, которым в отношении спорного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов по его продаже. Следовательно, как на момент обращения истицы в орган местного самоуправления, так и на дату её обращения в суд с настоящими требованиями, судьба спорного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства уже была определена. Между тем, Иванова С.А. не были приведены какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у последней преимущественного права на получение в аренду конкретного земельного участка, в отношении которого органом местного самоуправления уже принято решение о его продаже с аукциона. Согласно объяснениям истицы, данным ею в судебном заседании, Постановление № 654 от 28 апреля 2011 года ею не оспаривалось, наличием иных свободных земельных участков на территории как Савинского сельского поселения, так и в других населенных пунктах она не интересовалась, поскольку имеет желание приобрести именно конкретный спорный участок. Доводы Ивановой С.А. о том, что спорный участок не разбит на участки меньшей площади, они не сформированы, отсутствует договор о проведении кадастровых работ на формируемом участке, участок свободен, никем не занят, суд не принимает во внимание, поскольку Постановление № 654 от 28 апреля 2011 года на настоящий момент является действующим правовым актом, не отмененным ни судом, ни органом, его издавшим. Сведений о вносимых Прокуратурой Новгородского района протестах на указанное постановление, как на акт противоречащий действующим нормам, у суда также не имеется. С учетом изложенного, учитывая, что Иванова С.А. не лишена права на обращение в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении ей иного земельного участка, действия Администрации Новгородского муниципального района, выразившиеся в отказе предоставить конкретный земельный участок, нельзя признать нарушающими права истицы. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Иванова С.А. к Администрации Новгородского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным, обязании выдать схему расположения земельного участка и заключить договор аренды земельного участка, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия. Председательствующий Н.Н. Новицкая