Дело № 2-4823/12 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 сентября 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А., при секретаре Почуевой М.Е., с участием представителя истца Петровой Н.Ю. - Бойченко М.В., представителя ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кузнецовой Н.Е., представителя ответчика Администрации Борковского сельского поселения Федоровой З.Р., третьего лица Пелина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н.Ю. к Администрации Новгородского муниципального района, Администрации Борковского сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; бездействия, выразившегося в непредставлении сведений о наличии свободных земельных участков; восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав установил: Петрова Н.Ю., действуя через своего представителя Бойченко М.В., обратилась в суд с иском к Администрации Борковского сельского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании совершить определенные действия, указав в обоснование, что <дата> года она обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного в д. <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от <дата> г. № <номер> Администрация Новгородского муниципального района отказала истцу в предоставлении участка, ссылаясь на то, что ранее он предоставлен другим лицам. Истец полагает, что отказ является незаконным, поскольку выбор места расположения участка осуществлен на основании сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте. Кроме того, в июне 2012 г. Петрова Н.Ю. обращалась к ответчику с требованием о предоставлении информации о том, какая часть испрашиваемого земельного участка является свободной, просила предоставить сведения о наличии других свободных земельных участков на территории Борковского сельского поселения. В связи с изложенным Петрова Н.Ю. просила признать незаконным отказ от <дата> г. №<номер> в предоставлении земельного участка, обязать ответчика предоставить информацию об испрашиваемом земельном участке, определить границы земельного участка или его часть, которая может быть предоставлена в аренду. Определением суда от 22.08.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Новгородского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Пелин И.А. В процессе рассмотрения дела представитель истца Бойченко М.Р. неоднократно изменяла исковые требования, окончательно сформулировав их следующим образом: признать незаконным отказ от <дата> г. № <номер> Администрации Новгородского муниципального района, Администрации Борковского сельского поселения в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного в <адрес>; признать незаконным бездействие Администрации Новгородского муниципального района, выразившегося в не предоставлении сведений о наличии свободных земельных участков на территории Борковского сельского поселения, обязать предоставить испрашиваемые сведения; восстановить положение, существовавшее до нарушения прав истца путем приостановления (отмены) исполнения не соответствующих законодательству актов органом местного самоуправления, опровержения публикации в газете «Звезда» от <дата> г. Истец Петрова Н.Ю. в суд не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении от <дата> г. просила о рассмотрении дела без ее участия. Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района Кузнецова Н.Е., представитель ответчика Администрации Борковского сельского поселения Федорова З.Р. иск не признали, считая его незаконным и необоснованным. Третье лицо Пелин И.А. полагал, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку нарушает его права и законные интересы. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося участника процесса. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регулируется ст. 34 ЗК РФ. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Согласно п. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Согласно п. 1 ст. 3 Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 № 1125-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с п. 6.3 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от <дата> № <номер> (в ред. от <дата> г.) при невозможности предоставления земельного участка уполномоченным лицом Администрации городского или сельского поселения в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись «В согласовании отказано», указывается причина отказа в согласовании, ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. Как следует из материалов дела, <дата> года Петрова Н.Ю. обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства в кадастровом квартале <номер>. К указанному заявлению истцом приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Данное заявление зарегистрировано ответчиком <дата> г. за номером <номер>. Из материалов дела усматривается, что на заявлении Петровой Н.Ю. имеется резолюция заместителя главы Администрации Борковского сельского поселения «В согласовании отказано, из-за отсутствия земельных участков». <дата> года Администрацией Новгородского муниципального района, после повторного согласования с Администрацией Борковского сельского поселения, в адрес истца направлено письмо № <номер> об отказе в удовлетворении заявления от <дата> г., в котором указано, что главой Борковского сельского поселения в согласовании к оформлению испрашиваемого земельного участка отказано, поскольку решением Малого совета Серговского сельского совета от <дата> г. № <номер> испрашиваемый участок предоставлен другим лицам. Как следует из уведомления от <дата> года Администрации Борковского сельского поселения земельный участок, испрашиваемый истцом, накладывается на земельный участок, ранее предоставленный Степановой А.Я. Из свидетельства № <номер> о праве собственности на землю, выданного <дата> г. следует, что Степановой А.Я. решением малого Совета Серговского сельского Совета от <дата> г. № <номер> для сельскохозяйственного использования предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,22 га в <адрес>. В силу п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Согласно п. 9 ст. 38 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). Из имеющихся в материалах дела кадастрового плана территории (кадастровый квартал <номер>), схемы испрашиваемого истцом земельного участка и земельного участка, ранее предоставленного Степановой А.Я., усматривается, что указанные земельные участки накладываются, в связи с чем, суд приходит к выводу, что сформировать земельный участок площадью 3000 кв.м. согласно заявлению Петровой Н.Ю. от <дата> г. не представлялось возможным. С учетом изложенного, суд полагает, что оснований для признания отказа Администрации Новгородского муниципального района от <дата> г. № <номер> незаконным не имеется. Как следует из материалов дела, в газете «Звезда» (№ 45 от 03.08.2012 г.) Администрацией Новгородского муниципального района в соответствии с разделом 6 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от <дата> № <номер> размещено информационное сообщение о поступлении заявления о предоставлении земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного в <адрес>, в аренду сроком на 49 лет, для ведения личного подсобного хозяйства. Указанное сообщение опубликовано Администрацией Новгородского муниципального района в процессе рассмотрения заявления Пелина И.А. о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м., обрабатываемого Пелиным И.А. как прибрежная зона с 2005 года и примыкающего к принадлежащему Пелину И.А. на праве собственности земельному участку. В результате опубликования указанного сообщения в Администрацию Новгородского муниципального района поступили заявления о предоставлении испрашиваемого Пелиным И.А. земельного участка, в связи с чем, в соответствии со ст. 34 ЗК РФ Администрацией Новгородского муниципального района издано распоряжение от 21.08.2012 № 3586-рз «Об организации проведения аукциона по продаже права аренды земельных участков». Учитывая, что Петрова Н.Ю. на общих основаниях могла подать соответствующее заявление о предоставлении ей в аренду испрашиваемого Пелиным И.А. земельного участка площадью 1800 кв.м. и участвовать в аукционе по продаже права аренды указанного участка, доказательств нарушения прав и законных интересов истца указанным распоряжением не представлено, суд отказывает в удовлетворении требований истца о восстановления положения, существовавшего до нарушения права, путем отмены актов органов местного самоуправления, а так же опровержения публикации в газете «Звезда» (номер от <дата> г.). Как следует из материалов дела, <дата> г. Петрова Н.Ю. направляла в адрес Администрации Новгородского муниципального района заявление о предоставлении информации о том, какая часть испрашиваемого земельного участка является свободной, а также просила предоставить ей сведения о наличии других свободных земельных участков на территории Борковского сельского поселения. В силу ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, кроме прочего, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Исходя из анализа содержания приведенной нормы материального права, следует, что одним из условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации. Из материалов дела усматривается, что Петрова Н.Ю., желая приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, <дата> г. (входящий номер <номер> от <дата> г.) направила в Администрацию Новгородского муниципального района письменное заявление с просьбой сообщить о наличии свободных земельных участков на территории Борковского сельского совета Новгородского района, ответ на которое в 30-дневный срок не последовал. Их объяснений представителя Администрации Новгородского муниципального района Кузнецовой Н.Е. следует, что запрашиваемая истцом информация не была предоставлена, поскольку имеется официальный сайт Администрации, где содержатся сведения об организации и проведении аукционов по продаже земельных участков для испрашиваемых целей. Сведения о наличии свободных земельных участков в Администрации отсутствуют, поскольку границы ранее предоставленных (в период 90-х годов) гражданам земельных участков до настоящего времени не определены, а потому Администрация лишена возможности предоставить информацию по свободным землям. Вместе с тем, п. 3 ст. 34 ЗК РФ установлено, что в заявлении гражданина о предоставлении земельного участка должно быть определено, помимо иных сведений, его местоположение. Аналогичная норма содержится в п.6.1 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района Новгородской области от <дата> г. № <номер> (с последующими изменениями и дополнениями). Вместе с тем, отсутствие у заинтересованного лица сведений о наличии муниципальных земель, свободных от прав третьих лиц, лишает последнего возможности указать в заявлении местоположение испрашиваемого земельного участка, что в свою очередь, является препятствием для рассмотрения соответствующего заявления гражданина органом местного самоуправления с целью решения вопроса о предоставлении земельного участка на определенном заявителем праве. Таким образом, испрашиваемая Петровой Н.Ю. информация о наличии свободных земельных участков на территории, подведомственной Администрации Новгородского муниципального района, необходима истцу для определения местоположения земельного участка с целью его указания в соответствующем заявлении. При таких обстоятельствах, бездействие Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в не предоставлении истцу информации о наличии свободных земельных участков, противоречит закону, как нарушающее права этого лица на получение достоверной информации, направленной на указание в заявлении о местоположении испрашиваемого земельного участка в целях его приобретения. Исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу, что требования Петровой Н.Ю. об обязании Администрации Новгородского муниципального района предоставить сведения о наличии других свободных земельных участков на территории Борковского сельского поселения подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Петровой Н.Ю. к Администрации Новгородского муниципального района, Администрации Борковского сельского поселения о признании незаконным отказа от <дата> г. № <номер> в предоставлении земельного участка; бездействия, выразившегося в непредставлении сведений о наличии свободных земельных участков; восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в не предоставлении Петровой Н.Ю. сведений о наличии на подведомственной территории свободных земельных участков. Обязать Администрацию Новгородского муниципального района предоставить Петровой Н.Ю. сведения о наличии либо отсутствии свободных земельных участков на территории Борковского сельского поселения Новгородского района Новгородской области. В удовлетворении остальной части исковых требований Петровой Н.Ю. - отказать. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Н.А. Галкина Мотивированное решение составлено 29 сентября 2012 года.