о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3420/12                                                                      Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Мисилиной О.В.,

при секретаре Тремеровой В.Ю.,

с участием представителя истца Сарибекяна А.Н.,

представителя ответчика Администрации Новоселицкого сельского поселения Тарасенко А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной А.П. к Администрации Новоселицкого сельского поселения и Администрации Новгородского муниципального района о признании заключения межведомственной комиссии № <номер> от 30 ноября 2011 года незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

                                        у с т а н о в и л:

Никитина А.П. обратилась в суд с иском к Администрации Новоселицкого сельского поселения с указанными требованиями, в обоснование указав, что у нее в собственности находится жилой дом № <номер> общей площадью 19,5 кв.м, расположенный в д.Рышево Новгородского района, также она является инвалидом первой группы, ветераном труда, ветераном Великой Отечественной Войны, вдовой участника Великой Отечественной Войны. Указанный дом принадлежит истцу с 2006 года. Вместе с этим он не пригоден для проживания, поскольку стоит прямо на земле, не имеет фундамента, зимой в доме холодно. 23.12.2009 года истец обращалась в Администрацию Новоселицкого сельского поселения с просьбой о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Постановлением Администрации поселения от 05.02.2010 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 ст. 51 ЖК РФ, как являющаяся собственником жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Письмом №<номер> от 19.10.2010 года истцу сообщено о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что зарегистрированный в ее доме Большаков Ю.А. имеет временную регистрацию по месту пребывания, в связи с чем он не может учитываться при расчете учетной нормы. Вместе с этим в заявлении истец просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью жилого дома для проживания. Заключениями межведомственной комиссии от 26 июля 2011 года и от 30 ноября 2011 года дом признан пригодным для проживания, с чем не согласилась истец и подала настоящее исковое заявление. Просит признать заключение межведомственной комиссии № <номер> от 30 ноября 2011 года незаконным, установить, что жилой дом № <номер>, расположенный в Новгородском районе, д. Рышево, ул. Зеленая, не соответствует требованиям, установленным для жилых помещений, обязать Администрацию Новоселицкого сельского поселения поставить Никитину А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Новгородского муниципального района Новгородской области.

Истица Никитина А.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика Администрации Новгородского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 4-5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца Сарибекян А.Н., действующий на основании доверенности, иск поддержал по указанным выше мотивам.

Представитель ответчика Администрации Новоселицкого сельского поселения Тарасенко А.Г. исковые требования не признала, пояснив, что межведомственной комиссией в результате обследования жилого дома истца было установлено, что жилой дом Никитиной А.П. пригоден для проживания, в состав комиссии входили специалисты различных уровней, в связи с чем, заключение межведомственной комиссии является законным и обоснованным, следовательно, отсутствовали основания для постановки Никитиной А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, при строительстве истцом спорного жилого помещения, по просьбе Никитиной А.П. Администрация сельского поселения выделяла деловую древесину, таким образом, помощь была истцу оказана. Ответчик не должен нести ответственности за то, что истцом построен жилой дом, не соответствующий нормам и правилам и являющийся непригодным для проживания.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Никитиной А.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п. 42 Постановления № <номер> комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации года № 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. «О ветеранах».

В силу статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в числе мер социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Форма и порядок обеспечения жильем участников Великий Отечественной войны в Новгородской области установлены Областным законом Новгородской области от 06 июня 2005 года № 490-ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями».

В силу статьи 2 Областного закона № 490-ОЗ учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежат граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Кроме того, пунктами 1.2, 1.2.1 постановления Администрации Новгородской области от 26.02.2010 N 78 (ред. от 17.07.2012) "Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан" установлено право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком имеют следующие категории граждан, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном областным законом от 06.06.2005 N 490-ОЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями" (за исключением необходимости признания гражданина малоимущим), местом жительства которых является территория Новгородской области:

- из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Никитина А.П. с 2006 года является собственником жилого дома № <номер> общей площадью 19,5 кв.м, расположенного по ул. Зеленой в д. Рышево Новгородского района Новгородской области, является инвалидом первой группы, вдовой участника Великой Отечественной Войны. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, ответчиками не оспаривается.

Также из материалов дела следует, что истица на протяжении нескольких лет неоднократно обращалась в Администрацию Новоселицкого сельского поселения с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждается материалами учетного дела № <номер> « По улучшению жилищных условий вдовы умершего участника ВОВ Никитиной А.П., № очереди 13».

Постановлением Администрации Новоселицкого сельского поселения Новгородского района Новгородской области № <номер> от 05 февраля 2010 года Никитина А.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации Новоселицкого сельского поселения Новгородского района Новгородской области № <номер> от 19 октября 2010 года внесено изменение в указанное выше постановление, в связи с чем, Никитина А.П. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, при Администрации Новоселицкого сельского поселения создана жилищная комиссия, в ведении которой находятся вопросы, в том числе, о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

26 июля 2011 года межведомственной комиссией было произведено обследование жилого помещения, принадлежащего истцу, в результате которого данное жилое помещение не было признано непригодным для проживания. Не согласившись с решением межведомственной комиссии, Никитина А.П. вновь обратилась с заявлением о проведении обследования жилого помещения по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Рышево, ул. Зеленая, д. <номер>.

Распоряжением Главы Администрации Новоселицкого сельского поселения Новгородского района № <номер> от 28 ноября 2011 года была назначена межведомственная комиссия, которая обследовала 30 ноября 2011 года жилое помещение, принадлежащее истцу и расположенное по вышеуказанному адресу, и согласно акту обследования помещения № <номер> от 30 ноября 2011 года, жилой дом истца признан пригодным для проживания.

На основании данного акта было составлено заключение межведомственной комиссии <номер> от 30 ноября 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Новгородский район, д. Рышево, ул. Зеленая, д. <номер>, пригодным для проживания.

Вместе с тем, как следует из заключения эксперта <номер> от 09 августа 2012 года, техническое состояние жилого дома № <номер> по ул. Зеленая в д. Рышево Новгородского района на момент проведения исследования является удовлетворительным (40,5% износ), но близкое к неудовлетворительному (при износе более 41%). Жилой дом не соответствует действующим нормам и правилам (в том числе пожарным, санитарным, техническим) для отнесения его к пригодным для постоянного проживания. Жилой дом № <номер> по ул. Зеленой в д. Рышево Новгородского района, в соответствии с действующими номами и правилами, может быть отнесен к непригодным для постоянного проживания. Жилое помещение указанного дома непригодно для постоянного проживания. Для постоянного проживания необходимо произвести полный демонтаж дома и на его месте построить новый дом в соответствии с нормативными требованиями. Исследуемый дом возможно использовать в качестве дачного домика для сезонного проживания в теплое время года. В подтверждение изложенного в заключении эксперта имеются многочисленные фотографии жилого дома истца.

У суда нет оснований сомневаться в правильности выводов, сделанными экспертами, поскольку экспертиза проведена квалифицированными экспертами, заключение является полным и мотивированным.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что жилой дом истца не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009 г. № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что принятое межведомственной комиссией заключение препятствует реализации права заявителя на улучшение жилищных условий.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств по делу, в частности, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и вправе рассчитывать на социальную защиту со стороны государства, является пожилым человеком, инвалидом, проживает одна, и что проведение капитального ремонта жилого дома ей не под силу, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации года N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом "О ветеранах", ст. 51 ЖК РФ, а также учитывая, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, суд приходит к выводу о том, что Никитина А.П. может быть признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и об обязании поставить Никитину А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являются законными и подлежащими удовлетворению.

Между тем, в исковом заявлении содержится требование об установлении (признании) жилого дома № <номер>, расположенного по адресу: Новгородский район, д. Рышево, ул. Зеленая, не соответствующим требованиям, установленным для жилых помещений, которое не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Администрация Новоселицкого сельского поселения является органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено право суда признавать жилые помещения непригодными для проживания, так как обратное являлось бы вмешательством в полномочия органов местного самоуправления.

Поскольку межведомственная комиссия была создана распоряжением Администрации Новоселицкого сельского поселения, следует ее считать надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в пользу экспертного учреждения подлежат взысканию расходы, понесенные на проведение судебной экспертизы, поскольку истцом до настоящего времени экспертиза не оплачена.

Руководствуясь ст. 103, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             р е ш и л:

Исковые требования Никитиной А.П. удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии № <номер> от 30 ноября 2011 года незаконным, обязать Администрацию Новоселицкого сельского поселения принять Никитину А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении остальных требований Никитиной А.П. отказать.

Взыскать с Администрации Новоселицкого сельского поселения в пользу Лаборатории независимой экспертизы и оценки ООО «Гудвил» расходы, понесенные на проведение судебной экспертизы, в сумме 11680 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 25 сентября 2012 года.

Председательствующий                             О.В. Мисилина