Дело № 2-5392/12 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 октября 2012 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Щеглова И.В., при секретаре Андреевой В.А., с участием истца Соловьева В.К., его представителя Казакуц Н.В., представителя ответчика Комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области Байковой Н.П., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева В.К. к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области о признании недействительным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на такой учет и выделить сертификат на получение жилого помещения, у с т а н о в и л: Соловьев В.К. обратился в Новгородский районный суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области о признании недействительным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на такой учет и выделить сертификат на получение жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2 группы, имеет льготы по первоочередному праву бесплатного обеспечения благоустроенной жилой площадью. С 2004 года Соловьев В.К. состоял в очереди на улучшение жилищных условий. 5 июля 2012 г. был снят с этой очереди в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истец не согласен с данным решением, поскольку умышленно условия своего проживания не ухудшал. Подарил доставшуюся в наследство 1/2 доли старого неблагоустроенного дома бывшей жене, чтобы она не выгнала его на улицу из своей квартиры. Пользоваться этим домом истец в любом случае не мог, т.к. является инвалидом, а дом нуждается в большом капитальном ремонте. Истец Соловьев В.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. От замены ответчика при рассмотрении настоящего гражданского дела отказался. Представитель истца Казакуц Н.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что кроме письма Комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области, в котором указано на отказ в участии Соловьева В.К. в подпрограмме по обеспечению жильем, истец никаких документов не получал. В связи с этим, исковые требования предъявлены именно к Комитету по ЖКХ и ТЭК Новгородской области. Представитель ответчика Байкова Н.П. иск не признала. Пояснила, что Комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку каких-либо решений о снятии Соловьева В.К. с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении его из участников подпрограммы по обеспечению жильем не принимал. Соответствующее постановление принято <данные изъяты>. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, Соловьев В.К. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., что подтверждается удостоверением <номер> и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п.1 ст.15 данного Закона, гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма). В соответствии с разделом II Подпрограммы, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на улучшение жилищных условий в рамках данной подпрограммы. Согласно разделу V Подпрограммы, основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Как следует из ответа Комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области от 05.07.2012 г. принято решение об отказе участия Соловьева В.К. в Подпрограмме, в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок со дня совершения им действий, направленных на ухудшение жилищных условий, выразившихся в реализации своего жилья. Между тем, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, фактически каких-либо процессуальных решений Комитетом не принималось, поскольку данные вопросы не относятся к его компетенции. При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Согласно указанным выше нормам законодательства, возможность обеспечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС жильем, посредством предоставления соответствующего сертификата, связана с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий и постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, данные нормы корреспондируется с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. С учетом адреса проживания истца Соловьева В.К. (<адрес>) соответствующим органом местного самоуправления, к компетенции которого относится решение вопросов постановки и снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, является <данные изъяты> В соответствии с п. 3 Порядка проверки органами местного самоуправления документов, предоставляемых гражданином для участия в Подпрограмме, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 10.07.2007 N 190, решение о признании (отказе в признании) гражданина участником Подпрограммы также принимается органом местного самоуправления в течение 30 рабочих дней с даты подачи гражданином заявления об участии в Подпрограмме. Как следует из представленных в суд материалов, 2 октября 2012 года <данные изъяты> вынесено постановление <номер> о снятии Соловьева В.К. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении и исключении из состава участников Подпрограммы в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах. Таким образом, заявленный истцом Комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку каких-либо процессуальных решений, оспариваемых истцом, Комитетом не принималось. Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также включение граждан в состав участников Подпрограммы к полномочиям Комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области не относятся, в связи с чем, у суда отсутствуют законные основания для обязания ответчика совершить указанные истцом действия. В свою очередь, предоставление соответствующего сертификата в рамках Подпрограммы невозможно без наличия положительного решения о включении гражданина в состав участников Подпрограммы. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. По смыслу действующего гражданского процессуального законодательства, определение лица, к которому предъявляется иск, и которое должно отвечать по этому иску, относится к исключительной компетенции истца. В случае, если исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, а истец не предъявил в ходе разбирательства дела соответствующих требований к надлежащему ответчику, суд отказывает в удовлетворении иска. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Соловьева В.К. к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения - 8 октября 2012 г. Председательствующий И.В. Щеглов