о признании отказа в предоставлении земельного участка неправомерным



Дело №2- 4767/2012

Решение

Именем Российской Федерации

01 октября 2012 г.                                                                               Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области под председательством судьи Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре Фатьяновой Л.О.,

с участием представителя истца Петровой О.Ю. - Бойченко М.В., представителя Администрации Новгородского муниципального района-Кузнецовой Н.Е., представителя Администрации Борковского сельского поселения- Федоровой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.Ю. к Администрации Новгородского муниципального района о признании незаконным отказа Администрации Новгородского муниципального района в предоставлении земельного участка в аренду и обязании Администрации Новгородского муниципального района в установленном законом порядке утвердить и выдать схему расположения земельного участка,

установил:

Петрова О.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Борковского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения Главы Борковского сельского поселения и Администрации Новгородского муниципального район, обязании Борковского сельского поселения предоставить полную информацию о испрашиваемом земельном участке, расположенном в <адрес>, в обоснование иска указала, что согласно требованиям федерального и местного законодательства обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет размером 3000 кв.м, расположенного в <адрес>. <дата> истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку Главой Борковского сельского поселения отказано в согласовании к оформлению земельного участка, расположенного в <адрес>, в связи с тем, что указанный земельный участок частично расположен на территории земельного участка, принадлежащего другому лицу, и, имеющим кадастровый номер <номер>, а также то, что земельный участок расположен на проходе к земельным участкам других лиц. Считает отказ незаконным, просит удовлетворить заявленные требования.

При рассмотрении дела по существу представитель истца уточнила требования просила признать незаконным отказ Администрации Новгородского муниципального района в предоставлении земельного участка в аренду и обязать Администрацию Новгородского муниципального района в установленном законом порядке утвердить и выдать схему расположения земельного участка.

Определением от <дата> к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрация Новгородского муниципального района.

Истец Петрова О.Ю. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Петровой О.Ю., действующая на основании доверенности Бойченко М.В., уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации Новгородского муниципального района, действующая на основании доверенности Кузнецова Н.Е. и представитель Администрации Борковского сельского поселения - Федорова З.Р. считали, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку земельный участок испрашиваемой площади предоставить невозможно, так как на данной территории расположены земельные участки, принадлежащие гражданам п.Борки, права на которые в Управлении Росрееста зарегистрированы, вместе с тем, межевание указанных земельных участков не проводилось, кроме того, испрашиваемая территория занята дорогой, которая обеспечивает подъезд к ранее предоставленным земельным участкам.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывают нормы статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса (п. 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п. 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5); утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п.15);

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Земельные участки предоставляются в собственность или в аренду, а в специально указанных случаях - в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование (п. п. 2, 3 и 7 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ). Таким образом, речь идет о приобретении физическими и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из анализа норм статей 30-34 ЗК РФ следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Согласно ст. 5 Областного закона от 05.12.2011 N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", земельные участки из земель, находящихся в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование.

Статьей 6 Областного закона от 05.12.2011 N 1125-ОЗ " О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципальных образований Новгородской области, осуществляется на основании правового акта соответствующего органа местного самоуправления. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области или муниципальных образований Новгородской области, для целей, предусмотренных настоящим областным законом, осуществляется из земель категорий, предусмотренных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с их целевым назначением.

В п.6 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района Новгородской области от 25 августа 2006 г. N 70 (с последующими изменениями), содержится порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, согласно которому лицо, заинтересованное в получении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, подает заявление в Администрацию Новгородского муниципального района. В заявлении указываются цель предоставления, предполагаемые размеры, местоположение земельного участка, испрашиваемое право на землю. При предполагаемом предоставлении земельного участка в аренду дополнительно указывается испрашиваемый срок аренды. Указание заявителем местоположения испрашиваемого земельного участка в заявлении должно содержать конкретное описание места расположения участка на местности, исключающее его неоднозначное толкование органами местного самоуправления и должностными лицами. После регистрации заявление направляется в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района и копия заявления - в Администрацию соответствующего городского или сельского поселения. При возможности предоставления земельного участка уполномоченным лицом Администрации городского или сельского поселения в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "Согласовано. Для оформления", ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. При невозможности предоставления земельного участка уполномоченным лицом Администрации городского или сельского поселения в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "В согласовании отказано", указывается причина отказа в согласовании, ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. При отсутствии возможности предоставления земельного участка, заявителю в месячный срок, в том числе по предложению Администрации городского (сельского) поселения, Администрация Новгородского муниципального района дает мотивированный отказ, который может быть обжалован в суде в установленном законом порядке.

Судом установлено, что <дата> Петрова О.Ю. обратилась в Администрацию Новгородского муниципального района с заявлением вход.№ <номер> предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка по адресу: в <адрес>, общей площадью 3000 кв.м., с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, схема земельного участка прилагается. Указанное заявление было рассмотрено в установленном порядке.

Ответом Администрации Новгородского муниципального района, выраженного в письме <номер> от <дата> заявителю отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории земельного участка, принадлежащего другому лицу, и, имеющим кадастровый номер <номер>, кроме того, частично испрашиваемый земельный участок расположен на проходе к земельным участкам других лиц.

В судебном заседании представитель Петровой О.Ю. - Бойченко М.В. пояснила, что площадь 3000 кв.м, испрашиваемого земельного участка истцом была указана предположительно, поскольку достоверных сведений о наличии свободных от прав третьих лиц муниципальных землях, отсутствовала и такую информацию Борковкое сельское поселение не представило (л.д.13,14).

Из кадастрового плана кадастрового квартала <номер>, в пределах которого истцом испрашивается земельный участок видно, что в данном квартале имеются свободные земельные массивы, расположенные в границах населенного пункта <адрес>, относящиеся к категории земель земли населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Испрашиваемый земельный участок находиться на одной из таких территорий.

Из представленных Администрацией Борковкого поселения доказательств, якобы подтверждающих обоснованность отказа в предоставлении земельного участка, свидетельств о праве собственности на землю ФИО К<номер> и ФИО 2 К<номер>, выписки из решения об утверждении генерального плана Борковского сельского поселения и схемы, не представляется достоверно установить, что испрашиваемый Петровой О.Ю. земельный участок расположен на земельных участках других лиц, поскольку сведения о границах вышеуказанных земельных участков отсутствуют, а проход (дорога) к другим земельным участкам на схеме отсутствует.

Сам факт нахождения на испрашиваемом земельном участке прохода к другим земельным участкам не меняет его разрешенного использования и не влияет на его оборотоспособность.

Исследовав представленные сторонами документы, суд пришел к выводу о том, что Администрация Новгородского муниципального района не представила доказательств, достоверно подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории земельного участка принадлежащего другому лицу, а также то, что испрашиваемый земельный участок расположен на проходе к земельным участкам других лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика Администрации Новгородского района, что в предоставлении земельного участка отказано, верно, поскольку невозможно предоставить испрашиваемый земельный участок, а именно 3000 кв.м, не основан на законе, поскольку из содержания п.6.3 и абзаца 1.2 пункта 7.3 Порядка следует, что Администрация Новгородского муниципального района лишь согласовывает свои решения с главами администрации соответствующих городских и сельских поселений, сохраняя за собой право принятия окончательного решения, не находящегося в правовой зависимости от итогов согласования, что исключает подчиненность органов местного самоуправления, связанную с осуществлением последними своих функций по смыслу ч.3 ст.17 Федерального закона №131- ФЗ. В свою очередь, согласование является лишь административной процедурой и частью делопроизводства, сущность которой заключается в совокупности действий, направленных на обеспечение разработки, правильного оформления и исполнения решений, принимаемых по обозначенным направлениям деятельности, с целью повышения качества управленческих процессов, обеспечения комплексного анализа факторов, влияющих на принятие решения.

Ввиду изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Петровой О.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Новгородского муниципального района в предоставлении земельного участка в аренду.

Обязать Администрацию Новгородского муниципального района в установленном законом порядке, утвердить и выдать схему расположения земельного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда, через городской суд в течение месяца, со дня изготовления мотивировочной части - 19 октября 2012 г.

Председательствующий                     Ж.Ю. Никонова