Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Великий Новгород,Октябрьская, д.15 23 декабря 2010 годаСудья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., рассмотрев жалобу Антипова Д.С. на постановление о назначении административного наказания № № вынесенное 23 сентября 2010 года начальником отдела надзора за водными ресурсами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области - старшим государственным инспектором ФИО1 ., в отношении
Антипова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего в должности <данные изъяты>»,
о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1500 рублей,
у с т а н о в и л:
31 августа 2010 года заместителем начальника отдела надзора за водными ресурсами Росприроднадзора по Новгородской области старшим государственным инспектором ФИО2 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> - Антипова Д.С. о том, что указанное должностное лицо допустил нарушение правил водопользования при заборе воды.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с указанным постановлением, Антипов Д.С. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование своей позиции указал, что в материалах дела не имеется доказательств совершения им административного правонарушения.
Изучив представленные материалы, судья приходит к выводу о том, что Антиповым Д.С. не пропущен срок для обжалования вышеуказанного постановления, поскольку сведений о получении Антиповым Д.С. копии постановления ранее 09 ноября 2010 года не имеется.
Антипов Д.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, уполномочил на представление своих интересов Печникову Л.М., судья, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, приходит к выводу о возможном рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Антипова Д.С. - Печникову Л.М., поддержавшую доводы жалобы, заслушав представителей Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО2., ФИО3 возражавших против удовлетворения жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела установлено, что Управлением Росприроднадзора по Новгородской области на основании распоряжений руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО 4 о проведении плановой выездной проверки от 01.07.2010 № 73 и о продлении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды МУП «<данные изъяты>».
В ходе вышеназванной проверки установлено, что на водоочистных сооружениях <адрес> МУП «<данные изъяты>» учет забираемой природной воды из <адрес> осуществляется не в установленном порядке, а именно учет забора воды не производится средствами измерений на трубопроводе водозаборных сооружений, а осуществляется косвенным методом по приборному учету расхода воды, поступающей после очистки потребителям и на собственные нужды с учетом нормативных показателей. Осуществляемый метод учета не согласован с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов - отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления.
Кроме этого, на момент проверки приборы учета воды «ВМХ-200», определяющие расход воды на собственные нужды и сторонним потребителям с 23 марта 2010 года находились на поверке по договору с ОАО «<данные изъяты>» от 17 марта 2010 года №173.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях (п.2).
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям (п.6).
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 - 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (п.7).
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку) (п.9).
В соответствии с договором водопользования от 07 апреля 2008 года №59 МУП <данные изъяты>» принял в пользование Волховское водохранилище с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
К иным условиям водопользования отнесено - установление водоизмерительной аппаратуры с относительной погрешностью измерения расхода и объема не более 3% на водозаборе <адрес> (4 квартал 2008 г.).
Как установлено, вышеприведенные требования Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качеств не выполняются МУП <данные изъяты>».
Частью первой статьи 8.14 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Субъектами названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие водопользование.
Приходя к выводу о наличии вины <данные изъяты>» Антипова С.Д. в нарушении правил водопользования должностное лицо Управления Росприроднадзора по Новгородской области исходил из того, что в обязанности <данные изъяты> согласно должностной инструкции входит руководство и контроль за работой производственных служб предприятия, в том числе КИПиА, а также контроль за соблюдением технологической дисциплины и требований природоохранных органов. При этом, установлено, что у Антипова Д.С. имелась возможность для соблюдения требовании водного законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке пересмотра представители Управления Росприроднадзора по Новгородской области на вопрос судьи пояснили, что Антипов Д.С. имел возможность не допустить нарушение, предприняв меры к приостановлению водопользования.
Однако, приведенные в постановлении выводы о вине Антипова Д.С. и предположение о наличии у <данные изъяты> возможности приостановления деятельности предприятия по водопользованию не могут быть признаны обоснованными.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе РФ об административных правонарушениях понимается лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Как следует из должностных обязанностей <данные изъяты> Антипова Д.С., он осуществляет руководство и контроль за работой производственных служб предприятия, в том числе КИПиА, а также контроль за соблюдением технологической дисциплины и требований природоохранных органов.
Из материалов дела не следует, что Антипов Д.С. недолжным образом исполнял указанные выше обязанности, поскольку из Плана водоохранных мероприятий МУП «<данные изъяты>» на 2008-2013 г.г. следует, что срок внедрения мероприятия по установке узла учета на трубопроводе сырой воды на ВОС <адрес> установлен на 2009 год за счет собственных средств, т.е. юридическое лицо, в том числе его руководитель располагали сведениями о необходимости ведения надлежащего учета забора воды.
Вместе с этим, <данные изъяты> Антипов Д.С. не наделен правом или обязанностью распоряжаться или контролировать освоение денежных средств на проведение природоохранных мероприятий, в том числе связанных с приобретением приборов учета воды.
Кроме того, обязанность Антипова Д.С. по руководству и контролю за работой производственных служб предприятия, в том числе КИПиА, так же не может быть признана не исполненной или исполненной ненадлежащим образом, поскольку контроль за работой имеющихся (установленных) КИПиА в МУП «<данные изъяты>» осуществляется, о чем свидетельствует направление приборов учета воды на поверку. Отсутствие соответствующих приборов (средств измерений) на трубопроводе водозаборных сооружений в МУП «<данные изъяты> не может свидетельствовать о ненадлежащем контроле Антиповым Д.С. за работой других установленных приборов, контролировать работу отсутствующих приборов возможности не имеется.
Наделение должностной инструкцией главного инженера МУП «<данные изъяты> правом в пределах своей компетенции издавать распоряжения так же не означает, что Антипов Д.С. мог принять решение о прекращении деятельности предприятия по забору воды при отсутствии соответствующих приборов учета.
Учитывая изложенное, судья не усматривает в действиях должностного лица Антипова Д.С. вины в нарушении правил водопользования.
Исходя из понятия административного правонарушения, установленного в ст. 26.1 КоАП РФ), отсутствие виновности означает отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу об установлении обстоятельства, предусмотренного ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, - отсутствие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) Антипова Д.С., что исключает его административную ответственность.
Руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление о назначении административного наказания №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзора за водными ресурсами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области - старшим государственным инспектором ФИО1 в отношении Антипова Д.С., работающего в должности <данные изъяты>», о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1500 рублей, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Антипова Д.С. прекратить на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу Антипова Д.С. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Новгородского
районного суда Ю.П. Константинова