Дело № 12-437/11 Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е 29 июня 2011 года судья Новгородского районного суда Новгородской области Костяева А.А. (Великий Новгород, ул. Октябрьская, дом № 15, каб.59), с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, Крапивина А.И., рассмотрев жалобу Козловой О.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адрему: <адрес>, работающей директором ООО «Управляющая компания «Домком», ранее к административной ответственности привлекалась, в совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, УСТАНОВИЛ: Вышеуказанным постановлением Козлова О.В. являясь должностным лицом - генеральным директором ООО «Управляющею компанию «Домком», своими действиями допустила нарушения антимонопольного законодательства, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения которого Комиссией Управления вынесено решение ДД.ММ.ГГГГ о признании в действиях ООО «УК «Домком» нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем привлечена к ответственности за административное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ, выразившегося в совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. В соответствии с санкцией вышеуказанной статьи ей установлен штраф в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Козлова О.В. обратилась в Новгородский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, не оспаривая в своих действиях состава вменяемого ей административного правонарушения, производство по делу прекратить в связи с тяжелым материальным положением, нахождением на иждивении несовершеннолетнего ребенка, нуждающегося в дорогостоящем лечении. В судебном заседании Козлова О.В. доводы изложенные в жалобе поддержала. Проверив материалы дела, заслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, Крапивина А.И., полагавшего постановление законным и обоснованным, Козлову О.В., судья считает, что жалоба Козловой О.В. удовлетворению не подлежит, а Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области надлежит оставить без изменения. Как установлено в судебном заседании в Управление поступило заявление от ООО «Новлайн» о нарушении Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ООО «УК «Домком» уведомило ООО «Новлайн» о том, что в случае не подписания договора, доступ сотрудников ООО «Новлайн» для обслуживания и установки мест нового оборудования будет прекращен. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ООО «УК «Домком» направила ООО «Новлайн» подписанный договор от ДД.ММ.ГГГГ № на компенсацию коммунальных услуг с возмещением затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, а также компенсацию электропотребления на жилых домах, находящихся под управлением ООО «УК «Домком», с приложениями № и №. ООО «Новлайн» отказалось от подписания вышеупомянутого договора, руководствуясь частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой заключение договоров возмездного оказания услуг на использование мест общего пользования с управляющей компанией может быть осуществлено только по заданию собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в то время как собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу заключения указанных договоров не проводились. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений. ООО «Новлайн» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес ООО « УК «Домком» пояснило, что в соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме и просило пересмотреть расчет затрат на техническое обслуживание и компенсацию электроэнергии и соглашение о стоимости, а также просило выслать копии протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов, на котором было принято решение об определении стоимости. Однако, согласие между ООО «Новлайн» и ООО «УК «Домком» до обращения в антимонопольный орган не достигнуто. В соответствии с письмом ООО «Новлайн» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № установлено, что ООО «Новлайн» имеет договоры с собственниками жилых помещений по указанным выше адресам и в соответствии с выданными лицензиями предоставляет им услуги кабельного телевидения и передачи данных путем прокладки оптико-волоконного кабеля в дом и разводки коаксиального кабеля по лестничным площадкам и квартирам собственников и дальнейшей эксплуатации проложенных сетей. Иной технологической возможности оказания данных услуг в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО « УК «Домком», ООО «Новлайн» не имеет. Одной из основных функций управляющей компании является эффективное использование средств собственников. В основе этого лежит не только учет и контроль поступивших и сэкономленных средств, но и привлечение дополнительных доходов за счет использования общего имущества многоквартирных домов, поэтому ООО «УК «Домком» настаивало на заключение договора на компенсацию коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № с возмещением затрат за размещение оборудования кабельных распределительных сетей телевидения для предоставления проживающим в многоквартирных жилых домах телематических услуг, в том числе за аренду данных помещений и техническое обслуживание (обеспечение освещения, отопления, уборки подъездов). В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). В материалах дела имеются лицензии на предоставление услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «Новлайн» Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, лицензия на предоставление услуг связи для целей кабельного вещания № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданная ООО «Новлайн» Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Следовательно, деятельность ООО «Новлайн» по оказанию услуг связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами. Кроме того, между ООО «Новлайн» и абонентами заключены договоры на оказание услуг кабельного телевидения и передачи данных, регламентирующие взаимные права и обязанности, а также ответственность оператора связи и абонентов. Таким образом, ООО «Новлайн» является специализированной организацией по оказанию данных услуг и для исполнения своих обязательств перед клиентами должна обслуживать свои сети и оборудование в многоквартирных жилых домах и иметь доступ к указанным сетям и оборудованию. ООО «УК «Домком» является специализированной организацией по управлению многоквартирными домами. ООО «УК «Домком» создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «УК «Домком» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава, утвержденного общим собранием участников, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ООО «УК «Домком» представил протоколы общих собраний по многоквартирным домам, где в качестве управляющей компании собственниками в многоквартирных домах Великого Новгорода по адресам: <адрес> в многоквартирных домах <адрес> по адресам: <адрес>, выбрана ООО УК «Домком». При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником заключен договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания соответствующего дома. С целью выявления фактов нарушения УК «Домком» антимонопольного законодательства Новгородское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее - Порядок), провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению в пользование помещений для размещения средств связи в многоквартирных домах. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Согласно сведениям, представленным операторами связи, наличие альтернативных способов прокладки кабелей связи и другого оборудования без использования общего имущества в многоквартирных домах не имеется, так как домовая кабельная распределительная сеть устраивается непосредственно по конструктивным элементам здания (стены, кровля, слаботочные стоянки и т.д.). В результате анализа и оценки состояния конкурентной среды было установлено, что доля ООО «УК «Домком» на рассматриваемом рынке превысила 50-процентный барьер, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО УК «Домком» занимает доминирующее положение на рынке услуг предоставления в пользование помещений для размещения средств связи в многоквартирных домах Великого Новгорода по адресам: <адрес>, и в многоквартирных домах <адрес> по адресам: <адрес>. Следовательно, ООО «Новлайн» не имеет возможности заключить договор с другой управляющей компанией для предоставления услуг связи своим абонентам, проживающим в вышеуказанных домах. В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Согласно пунктам 2, 8 Правил содержания общего имущества помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома входят в состав общего имущества. Бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество обязаны нести собственники помещений путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или В соответствии со статьей 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, ООО «УК «Домком» в полном объеме получает от собственников, нанимателей жилых помещений установленную по соглашению сторон плату за услуги по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества в многоквартирном доме. ООО «Новлайн» не является собственником помещений в домах, находящихся в управлении ООО «УК «Домком», и в соответствии с законодательством не обязан нести расходы на содержание имущества, принадлежащего иным лицам. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 44 ЖК РФ принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В судебном заседании установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УК «Домком» не уполномочивали ООО «УК «Домком» на заключение договоров аренды или иного использования общего имущества. Не смотря на вышеуказанные обстоятельства, ООО «УК «Домком» в письмах от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ исх. № угрожало отказом в допуске сотрудников ООО «Новлайн» к принадлежащим им сетям и оборудованию в случае не заключения договоров на условиях аренды и содержания имущества. В последствии ООО «Новлайн» составило проект договора на компенсацию коммунальных услуг, предусматривающий оплату ООО «Новлайн» компенсации за электрическую энергию и оказание ООО « УК «Домком» таких услуг как извещение ООО «Новлайн» о всякого рода повреждениях, в местах прокладки кабеля и размещения оборудования СКС, об аварийных отключениях электроэнергии, о любых плановых работах, связанных с отключением энергопитания. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № УК «Домком» направила ООО «Новлайн» подписанный ООО «УК «Домком» договор от ДД.ММ.ГГГГ № на компенсацию коммунальных услуг, предусматривающий возмещение затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, а также компенсацию электропотребления на жилых домах, находящихся под управлением ООО «УК «Домком», дополнив его приложениями: № - соглашение о стоимости компенсации за пользование помещения для размещения оборудования и кабельных сетей и потребления электроэнергии, и приложением № - расчет затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, компенсацию электроэнергии. Внесенные ООО «УК «Домком» изменения в проект договора фактически расширили предмет договора, дополнив его услугами, в которых ООО «Новлайн» не нуждается. В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или несколькими конкретными лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. ООО «УК «Домком» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № направило ООО «Новлайн» проект договора от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором содержались условия относительно предмета договора, а также соглашение о стоимости компенсации технического обслуживания, содержания мест общего пользования, оплаты согласование мест установки, аренды мест прокладки кабеля и установки оборудования. Несмотря на возражения ООО «Новлайн», направленные ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в которых просило пересмотреть расчет затрат на техническое обслуживание и соглашение о стоимости, являющиеся приложениями № и № к договору, от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку данный договор в редакции УК «Домком» противоречит пункту 28 Правил содержания, общего имущества и статье 154 ЖК РФ и ущемляет законные интересы ООО «Новлайн» ООО «УК «Домком» настаивала на заключении договора на своих условиях, то есть с оплатой аренды помещений и мест установки оборудования и прокладки кабелей, выхода специалистов УК «Домком» для согласования мест установки и последующей проверки соответствия проложенного кабеля и установленного оборудования, технического обслуживания (освещение, отопление, уборка подъездов). Согласно статье 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Направленный с письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ООО « УК «Домком» ООО «Новлайн» подписанный договор от ДД.ММ.ГГГГ № на компенсацию коммунальных услуг с соглашением на возмещение затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, а также компенсацию электропотребления в жилых домах, находящихся под управлением ООО «УК «Домком», предусматривает взимание с контрагента - ООО «Новлайн» дополнительных средств за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Также ООО «УК «Домком» не смогла представить доказательств в подтверждение расчетов, указанных в приложении № к договору от ДД.ММ.ГГГГ № и их обоснования в соответствии с нормативными правовыми актами, поскольку дополнительных расходов по содержанию имущества в связи с предоставлением ООО «Новлайн» стен, иных мест в пользование для размещения средств связи ООО « УК«Домком» не несет. Возможность ущемления интересов ООО «Новлайн» путем воспрепятствования со стороны ООО « УК «Домком» доступу сотрудников ООО «Новлайн» к сетям связи и оборудованию в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УК «Домком», и настаивание на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующем положением путем навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий. Доминирующая на рынке ООО «УК «Домком» своими действиями ущемила интересы другого лица - ООО «Новлайн», что в соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» является нарушением запрета на злоупотребление доминирующим положением, в том числе, ООО «УК «Домком» навязывала ООО «Новлайн» условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовым актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), что противоречит пункту 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Решением Комиссии Управления по рассмотрению дела от ДД.ММ.ГГГГ № о нарушении антимонопольного законодательства в действиях занимающего доминирующее положение ООО «УК «Домком» признано злоупотребление своим доминирующим положением - нарушение части 1 статьи 10, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Резолютивная часть данного решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ. В полном объеме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. За совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе виновного должностного лица. Договор на компенсацию коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № с приложениями: № - соглашение о стоимости компенсации за пользование помещения для размещения оборудования и кабельных сетей и потребления электроэнергии, и приложением № - расчет затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, компенсацию электроэнергии, подписаны должностным лицом - генеральным директором ООО «УК «Домком» Козловой О.В., которая обязана действовать на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации. Кроме того, генеральный директор ООО «УК «Домком» Козлова О.В. направила операторам связи, в том числе, ООО «Новлайн» письма от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Таким образом, генеральный директор Козлова О.В., как должностное лицо, ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, установленные разделом 10 Устава УК «Домком», что привело к нарушению ООО «УК«Домком» антимонопольного законодательства, установленного решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Козлова О.В. имела возможность и должна была изучить действующее законодательство, проявить должное отношение к своим обязанностям, предвидеть и не допустить установленное нарушение законодательства. Таким образом, вышеуказанные действия Козловой О.В. правильно квалифицированны в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ, поскольку это подтверждается собранными по делу доказательствами. При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, материальное положение лица, признание вины и раскаяние в содеянном, как смягчающее обстоятельство и отсутствие отягчающего ответственность обстоятельства, в виде предусмотренных статьями 4.2 и 4.3, 4.4 КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, при производстве по делу допущено не было, в том числе, не были нарушены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а потому оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется. Приведенные Козловой О.В. в жалобе доводы судья находит несостоятельными, поскольку они на законе не основаны и опровергаются исследованными по делу доказательствами. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, которым Козлова О.В. привлечена к административной ответственности в соответствии со статьёй 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, а жалобу Козловой О.В. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 -25.5 КОАП РФ, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Новгородского районного суда А.А.Костяева
антимонопольного законодательства ООО «УК «Домком» при размещении сетей и оборудования ООО «Новлайн» в многоквартирных домах Великого Новгорода по адресам: <адрес> в многоквартирных домах <адрес> по адресам: <адрес>. ООО «Новлайн» в своем заявлении и приложенных документах сообщало, что
при заключении договора на компенсацию коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № в расчет затрат на техническое обслуживание, содержание мест общего пользования, согласование мест установки, аренду мест прокладки кабеля и установки оборудования, компенсацию электроэнергии ООО «УК «Домком» включены стоимость затрат труда работников сотрудников ООО «УК «Домком», премии, общехозяйственные расходы, рентабельность, аренда мест установки оборудования.
непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.