жалоба на постановление по делу об АПН по ч.1 ст.19.9 КоАП РФ



Мировой судья - Ерофеева Е.А.     Дело №12-778/11

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород       09 ноября 2011 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Костяева А.А,

с участием Шиловой И.Е., защитника Княжищевой О.А., помощника прокурора Новгородского района Егорова М.А.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Шиловой И.Е., протест прокурора Новгородского района Волкова А.В. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №36 Великого Новгорода Новгородской области от 30 сентября 2011 года в отношении

Шиловой И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей в должности заместителя главы администрации Новгородского муниципального района, председателя комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района,

о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ,

ус т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Новгородского района Волковым А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Новгородского муниципального района, председателя комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района Шиловой И.Е.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В протесте прокурором поставлен вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение по мотиву неприемлемости квалификации совершенного Шиловой И.Е. правонарушения в качестве малозначительного.

В жалобе в порядке пересмотра Шилова И.Е. просит постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка.

Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что Шиловой И.Е. не пропущен срок на обжалование постановления, а прокурором на принесение протеста.

В судебном заседании Шилова И.Е. и её защитник поддержали жалобу по приведенным в ней доводам, протест считали необоснованным.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Шилову И.Е., её защитника Княжищеву О.А., помощника прокурора Новгородского района Егорова М.А., поддержавшего протест прокурора, считавшего жалобу, не подлежащей удовлетворению, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Цель данной статьи - обеспечить гарантии прав граждан на пользование землей и водными объектами.

Объектом посягательства правонарушений по данной статье являются права граждан на своевременное предоставление земельных участков и водных объектов, а также достоверную и полную информацию о наличии свободного земельного фонда.

Конкретные права граждан на предоставление им в собственность или в аренду земельных участков и обязанность должностных лиц в установленный законом срок рассмотреть их заявления (ходатайства) о предоставлении земельных участков предусмотрены Земельным кодексом РФ.

Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В земельном кодексе РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст.11).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Дума Новгородского муниципального района утвердила Порядок предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района.

В пункте 2.1 этого Порядка указано, что распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Новгородского муниципального района, а также земельными участками, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе распоряжаться органы местного самоуправления муниципального района, осуществляется Администрацией Новгородского муниципального района.

Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в границах населенных пунктов, для целей, не связанных со строительством, подает заявление в Администрацию Новгородского муниципального района (п. 7.1).

После регистрации заявление направляется в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района и копия заявления - в Администрацию соответствующего городского или сельского поселения (п. 7.2).

При возможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "Согласовано. Для оформления", ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района.

При невозможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "В согласовании отказано", указывается причина отказа в согласовании, ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района (п. 7.3).

Администрация Новгородского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную комитетом по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности (п. 7.4).

При отсутствии возможности предоставления земельного участка заявителю в месячный срок, в том числе по предложению Администрации городского (сельского) поселения, Администрация Новгородского муниципального района дает мотивированный отказ, который может быть обжалован в суде в установленном законом порядке (п.7.9).

Совершение указанных действий в срок, определенный п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 41).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Новгородского муниципального района обратилась М. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного у д. Григорово для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю М. первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района М. дан ответ об отказе главы Григоровского сельского поселения в согласовании к оформлению земельного участка.

Приходя к выводу о вине в нарушении срока рассмотрения обращения гражданки М. именно заместителя главы администрации Новгородского муниципального района, председателя комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района Шиловой И.Е., мировой судья исходил из того, что рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции Шиловой И.Е., поскольку в соответствии с Положением о Комитете она рассматривает заявления граждан, от имени Комитета Шилова И.Е. имеет право выступать без доверенности, она не организовала должный контроль за деятельностью комитета, не обеспечила его взаимодействие с органами и структурными подразделениями Администрации Новгородского муниципального района, в связи с чем и был нарушен срок рассмотрения заявления М.

Мировым судьей установлено, что Шилова И.Е. является должностным лицом, в силу Устава Новгородского муниципального района обладает полномочиями по организации деятельности комитета по земельным вопросам, руководит деятельностью данного комитета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет полномочий, кроме того, в силу должностной инструкции обеспечивает осуществление полномочий по предоставлению земельных участков в пользование, организует планирование, координацию и контроль за деятельностью комитета его взаимодействие с органами и структурными подразделениями администрации района.

Между тем, с выводами мирового судьи о вине Шиловой И.Е. в нарушении срока рассмотрения обращения М. и, соответственно с квалификацией её действий по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10 названного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с приведенными выше положениями Закона, требованиями Земельного кодекса РФ, а также учитывая нормы, установленные Порядком предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, уполномоченным должностным лицом на рассмотрение заявления гражданина о предоставлении земельного участка является администрация Новгородского муниципального района в лице главы или его заместителей.

Из материалов дела очевидно, что в пределах своей компетенции и полномочий ответ заявителю М. дан первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района М., в связи с чем у мирового судьи не имелось оснований для вывода о том, что рассмотрение данного заявления в установленный законом срок входило в компетенцию Шиловой И.Е., однако ею был нарушен срок рассмотрения заявления.

Вместе с этим, из проекта подготовленного ответа М., следует, что в согласовании и подготовке данного ответа участвовали П., А., К., Шилова И.Е.

Таким образом, действия Шиловой И.Е. по участию в согласовании ответа соответствуют установленному в её должностной инструкции (п. 2.1.6) полномочию на участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Вывод о том, что рассмотрение заявления М. о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции Шиловой И.Е., поскольку в соответствии с Положением о Комитете она рассматривает заявления граждан и от имени Комитета имеет право выступать без доверенности не соответствует фактическим обстоятельствам данного дела и опровергается тем фактом, что ответ на обращение М. подписан, соответственно, и обращение рассмотрено не Шиловой И.Е., а первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района.

Так же нельзя признать обоснованным какими-либо доказательствами вывод о ненадлежащем выполнении своих обязанностей Шиловой И.Е. по организации контроля за деятельностью комитета, по обеспечению его взаимодействия с органами и структурными подразделениями Администрации Новгородского муниципального района, поскольку таких обстоятельств не установлено.

Из материалов дела следует, что проект ответа подготовлен П. ДД.ММ.ГГГГ, согласован с А. ДД.ММ.ГГГГ, Шиловой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ, К. ДД.ММ.ГГГГ.

До возбуждения дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения не получены объяснения должностных лиц, которые принимали участие в согласовании и подготовке проекта ответа на обращение гражданина, в связи с чем не представлено каких-либо доказательств виновных действий (бездействия) Шиловой Е.И., повлекших нарушение срока рассмотрения обращения гражданина.

Доказательств, подтверждающих, что Шилова Е.И. ненадлежащим образом организовала работу комитета и взаимодействие с другими структурными подразделениями, не представлено.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, субъектом указанного правонарушения может быть только должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления (ходатайства) гражданина, и применительно к обстоятельствам данного дела Шилова И.Е., принимавшая участие в рассмотрении обращения, субъектом ответственности не является.

Вывод мирового судьи о том, что нарушение срока рассмотрения заявления гражданина М. связан с ненадлежащим исполнением Шиловой И.Е. своих обязанностей, учитывая регламент, установленный Порядком предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, не соответствует представленным материалам дела.

Кроме того, отклоняя поставленное в протесте прокурора требование об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение, судья исходит из того, что согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.9 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.

В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и 30.7 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой И.Е. подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 36 Великого Новгорода от 30 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой И.Е. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой И.Е. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Жалобу Шиловой И.Е. удовлетворить, протест прокурора Новгородского района - отклонить.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано (прокурором принесен протест) в порядке надзора.

Председательствующий       А.А. Костяева