Мировой судья - Мисилина О.В. Дело №12-703/11 (5-390/11) Р Е Ш Е Н И Е Великий Новгород 31 октября 2011 года Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., с участием защитника ОАО «<данные изъяты>» Павлова Е.В., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу генерального директора ОАО «<данные изъяты>» Никитина В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 33 Великого Новгорода от 26 августа 2011 года о привлечении Открытого акционерного общества «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, у с т а н о в и л: 22 июля 2010 года главным специалистом- экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО1 в отношении ОАО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которому в <дата> минут <дата> установлено, что ОАО «<данные изъяты>» не выполнило в срок до <дата> предписание от <дата> <номер>, выданное заместителем начальника отдела (государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) управления (Государственного пожарного надзора) Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО2 По делу вынесено вышеуказанное постановление. В поданной в порядке пересмотра жалобе законный представитель юридического лица, не соглашаясь с постановлением мирового судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что Федеральные законы «О гражданской обороне» и «О промышленной безопасности» не обязывают организации, имеющие нештатные аварийно спасательные формирования дополнительно заключать договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями). В постановлении мирового судьи не приведены мотивы принятого решения и не опровергнуты доводы защитников Общества и необоснованно указано на то, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитника юридического лица - Павлова Е.В., судья приходит к следующим выводам. Частью первой статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от <дата> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от <дата> <номер>/ЧС проведена проверка в отношении ОАО «<данные изъяты>» с целью надзора за выполнение ранее выданного предписания от <дата> <номер>/ЧС по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (л.д.4). Согласно акту проверки <номер>/ЧС от <дата> выявлены нарушения требований п.п. 4, 7 приказа МЧС России от <дата> <номер> (не разработан паспорт безопасности опасного объекта (система газопотребления) и не согласован с начальником ГУ МЧС России по НО), а также ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (не заключен договор на обслуживание опасного производственного объекта (система газопотребления) с профессиональной аварийно-спасательной службой (л.д.5-6). Согласно протоколу <номер>/ЧС об административном правонарушении юридическое лицо ОАО «<данные изъяты>» не выполнило в срок до <дата> предписание от <дата> <номер>/ЧС, а именно пункт первый. Законность выданного юридическому лицу <дата> предписания <номер>/ЧС проверена мировым судьей и не оспаривалась защитниками юридического лица. При этом, следует признать обоснованным выдачу юридическому лицу <дата> двух предписаний (<номер>/ЧС и <номер>/ГО), поскольку это согласуется с действующими административными регламентами, определяющими административные процедуры по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приказ МЧС РФ от <дата> <номер>) и государственного надзора в области гражданской обороны (приказ МЧС РФ от <дата> <номер>). Согласно материалам дела ОАО «<данные изъяты>» имеет опасный производственный объект (систему газопотребления) и эксплуатирует его, кроме того, Общество включено в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (приказ Минпромторга России от <дата> <номер>). Согласно ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Из содержания данной нормы следует безусловная обязанность ОАО «<данные изъяты>», как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание. В силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от <дата> №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Данное требование Закона указывает на дополнительные требования к организациям, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующим их, а также имеющим важное оборонное и экономическое значение или представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, поскольку в случае технологических аварий, чрезвычайных ситуаций природного характера до прибытия на объект служб МЧС необходимо начать устранять последствия чрезвычайной ситуации, оказывать медицинскую и иную помощь своими силами. Для этого в организациях создаются нештатные аварийно-спасательные формирования. Таким образом, данный Закон предусматривает обязательное создание таких формирований только в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований регламентирует, в том числе Федеральный закон от <дата> № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. (ст. 1, Федеральный закон от <дата> N 151-ФЗ (ред. от <дата>) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей") Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования. При этом, согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. В соответствии с установленными по делу обстоятельствами созданное в ОАО «<данные изъяты>» нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано, в связи с чем Обществу было выдано предписание от <дата> <номер>/ГО, где указано на необходимость проведения такой аттестации в срок до <дата>. Кроме того, в письме от <дата> генеральному директору ОАО «<данные изъяты>» начальником МУ «Управление по делам ГО и ЧС Великого Новгорода» так же указано на обязанность заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание и предложено (в случае невозможности создания собственного профессионального аварийно-спасательного формирования) заключить соответствующий договор (л.д.60). При таких обстоятельствах, ОАО «<данные изъяты>» обоснованно привлечено к административной ответственности за невыполнение в срок до <дата> п. 1 предписания от <дата> <номер>/ЧС. По мотивам, приведенным выше, доводы жалобы подлежат отклонению, как направленные на неверное толкование закона. Обстоятельств, указывающих на наличие объективных причин, препятствующих юридическому лицу выполнить указанный пункт предписания, не установлено. Доказательств принятия зависящих от юридического лица мер по выполнению в установленный срок предписания не имеется. Нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от <дата> №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не установлено. Учитывая установленные обстоятельства, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности ОАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «<данные изъяты>» вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальных пределах санкции ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ. Вместе с этим, в постановление необоснованно включен вывод мирового судьи о том, что ранее ОАО «<данные изъяты>» привлекалось к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение, поскольку в материалах дела доказательств данного обстоятельства не имеется, а именно копия такого постановления с указанием на дату вступления в законную силу, подлежащее оценке по правилам ст. 4.6 КоАП РФ, не представлена. Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного в отношении ОАО «<данные изъяты>» постановления при производстве по делу и его рассмотрении, допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены указанного постановления, как и возможности освобождения ОАО «<данные изъяты>» от административной ответственности не имеется. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Исключить из мотивировочной части постановления мирового судьи судебного участка <номер> Великого Новгорода от <дата> в отношении Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» вывод о том, что ранее ОАО «<данные изъяты>» привлекалось к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение, признание вины. В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 33 Великого Новгорода от 26 августа 2011 года о привлечении Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «<данные изъяты> Никитина В.Н. - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора. Судья Новгородского районного суда Ю.П. Константинова