Мировой судья - Ерофеева Е.А. Дело №12-777/11 РЕШЕНИЕ Великий Новгород 09 ноября 2011 года Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., с участием Шиловой И.Е., защитника Княжищевой О.А., помощника прокурора Новгородского района Егорова М.А., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Шиловой И.Е. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <номер> Великого Новгорода от <дата> о привлечении Шиловой Е.Е., <дата> года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей в должности заместителя <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения, ус т а н о в и л : <дата> прокурором Новгородского района Волковым А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> Шиловой И.Е. По делу вынесено вышеуказанное постановление. В жалобе в порядке пересмотра Шилова И.Е. просит постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка. Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что Шиловой И.Е. не пропущен срок на обжалование постановления. В судебном заседании Шилова И.Е. и её защитник поддержали жалобу по приведенным в ней доводам. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Шилову И.Е., её защитника Княжищеву О.А., помощника прокурора Новгородского района Егорова М.А., полагавшего привлечение к административной ответственности законным и обоснованным, судья приходит к следующим выводам. Согласно ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей. Цель данной статьи - обеспечить гарантии прав граждан на пользование землей и водными объектами. Конкретные права граждан на предоставление им в собственность или в аренду земельных участков и обязанность должностных лиц в установленный законом срок рассмотреть их заявления (ходатайства) о предоставлении земельных участков предусмотрены Земельным кодексом РФ. Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В земельном кодексе РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст.11). В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Дума Новгородского муниципального района утвердила Порядок предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района. В пункте 2.1 этого Порядка указано, что распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Новгородского муниципального района, а также земельными участками, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе распоряжаться органы местного самоуправления муниципального района, осуществляется Администрацией Новгородского муниципального района. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в границах населенных пунктов, для целей, не связанных со строительством, подает заявление в Администрацию Новгородского муниципального района (п. 7.1). После регистрации заявление направляется в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района и копия заявления - в Администрацию соответствующего городского или сельского поселения (п. 7.2). При возможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "Согласовано. Для оформления", ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района. При невозможности предоставления земельного участка Главой городского или сельского поселения или его заместителем в десятидневный срок с момента получения копии заявления на ней делается запись "В согласовании отказано", указывается причина отказа в согласовании, ставятся подпись, дата, печать и копия заявления незамедлительно направляется Администрацией поселения в комитет по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района (п. 7.3). Администрация Новгородского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную комитетом по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности (п. 7.4). При отсутствии возможности предоставления земельного участка заявителю в месячный срок, в том числе по предложению Администрации городского (сельского) поселения, Администрация Новгородского муниципального района дает мотивированный отказ, который может быть обжалован в суде в установленном законом порядке (п.7.9). Совершение указанных действий в срок, определенный п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 41). Из материалов дела следует, что <дата> в Администрацию Новгородского муниципального района обратился ФИО1 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного у д. Рышево для ведения личного подсобного хозяйства. <дата> заявителю ФИО1 первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района ФИО2 дан ответ об отказе главы Новоселицкого сельского поселения в согласовании к оформлению земельного участка. Приходя к выводу о виновности в нарушении срока рассмотрения обращения гражданина ФИО1 именно заместителем главы администрации Новгородского муниципального района, председателем комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Администрации Новгородского муниципального района Шиловой И.Е., мировой судья исходил из того, что рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции Шиловой И.Е., поскольку в соответствии с Положением о Комитете она рассматривает заявления граждан, от имени Комитета Шилова И.Е. имеет право выступать без доверенности, в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей по вине Шиловой И.Е., поскольку она не организовала должный контроль за деятельностью комитета, не обеспечила его взаимодействие с органами и структурными подразделениями Администрации Новгородского муниципального района был нарушен срок рассмотрения заявления ФИО1 Мировым судьей установлено, что Шилова И.Е. является должностным лицом, в силу Устава Новгородского муниципального района обладает полномочиями по организации деятельности комитета по земельным вопросам, руководит деятельностью данного комитета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет полномочий, кроме того, в силу должностной инструкции обеспечивает осуществление полномочий по предоставлению земельных участков в пользование, организует планирование, координацию и контроль за деятельностью комитета его взаимодействие с органами и структурными подразделениями администрации района. Между тем, с выводами мирового судьи о вине Шиловой И.Е. в нарушении срока рассмотрения обращения ФИО1 согласиться нельзя. В статье 8 Федерального закона от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 10 названного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. В соответствии с приведенными выше положениями Закона, требованиями Земельного кодекса РФ, а также учитывая нормы, установленные Порядком предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, уполномоченным на рассмотрение заявления гражданина о предоставлении земельного участка является администрация Новгородского муниципального района в лице в лице уполномоченных должностных лиц администрации. Из материалов дела следует, что в пределах своей компетенции и полномочий ответ заявителю ФИО1 дан первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района ФИО2, в связи с чем, у судьи не имелось оснований для вывода о том, что рассмотрение данного заявления входило в компетенцию Шиловой И.Е. При этом, из проекта подготовленного ответа ФИО1, следует, что в согласовании и подготовке данного ответа участвовали ФИО3, ФИО4, ФИО5, Шилова И.Е. Таким образом, действия Шиловой И.Е. по участию в согласовании ответа гражданину ФИО1 соответствуют установленному в её должностной инструкции (п. 2.1.6) полномочию на участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Вывод о том, что рассмотрение заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции Шиловой И.Е., поскольку в соответствии с Положением о Комитете она рассматривает заявления граждан, от имени Комитета Шилова И.Е. имеет право выступать без доверенности не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается тем фактом, что обращение ФИО1 рассмотрено не Шиловой И.Е., а первым заместителем главы администрации Новгородского муниципального района. Так же нельзя признать обоснованным вывод о ненадлежащем выполнении своих обязанностей Шиловой И.Е. по организации контроля за деятельностью комитета, по обеспечению его взаимодействия с органами и структурными подразделениями Администрации Новгородского муниципального района, поскольку таких обстоятельств не установлено. До возбуждения дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения не получены объяснения должностных лиц, которые принимали участие в согласовании и подготовке проекта ответа на обращение гражданина. Доказательств, подтверждающих, что Шилова Е.И. ненадлежащим образом организовала работу комитета и взаимодействие с другими структурными подразделениями, не представлено. Согласно диспозиции субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.9 КАП РФ, может быть только должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение указанных заявлений (ходатайств) граждан. Таким образом, субъектом ответственности за данное правонарушение, применительно к обстоятельствам данного дела Шилова И.Е. не является. Вывод мирового судьи о том, что нарушение срока рассмотрения заявления гражданина ФИО1 связан с ненадлежащим исполнением Шиловой И.Е. своих обязанностей, не основан на материалах дела. При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой И.Е. подлежит отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, р е ш и л : Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 36 Великого Новгорода от 30 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой Е.Е. отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Шиловой И.Е. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Жалобу Шиловой И.Е. удовлетворить. Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано (прокурором принесен протест) в порядке надзора. Судья Новгородского районного суда Ю.П. Константинова