Р Е Ш Е Н И Е Великий Новгород 28 октября 2011 года Судья Новгородского районного суда Новгородской области Константинова Ю.П., с участием защитника Егорова А.В. - Печниковой Л.В., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Егорова А.В. на постановление <номер> от <дата>, вынесенное государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1, в отношении директора МУП «<данные изъяты>» Егорова А.В., <дата> года рождения, уроженца <адрес> о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, у с т а н о в и л : <дата> в отношении директора МУП «<данные изъяты> Егорова А.В. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от <дата> <номер> составлен протокол <номер> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи КоАП РФ. <дата> в отношении директора МУП «<данные изъяты>» Егорова А.В. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения от <дата> <номер>, составлен протокол <номер> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции ФЗ<номер> от <дата>), - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. По делу вынесено указанное выше постановление с назначением наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ за совершение правонарушений, предусмотренных п.п. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В жалобе в порядке пересмотра Егоров А.В. просит об отмене постановления, указывая то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены его права и законные интересы, порядок привлечения к административной ответственности не соблюден, при рассмотрении дела не были учтены фактические обстоятельства дела и его пояснения. Изучив материалы дела, судья считает, что Егоровым А.В. не пропущен срок на обжалование указанного выше постановления. Извещенный о времени и месте рассмотрения дела Егоров А.В. в судебное заседание не явился, уполномочил на представление своих интересов защитника Печникову Л.М. При рассмотрении жалобы защитник Егорова А.В. - Печникова Л.М. поддержала жалобу по приведенным в ней мотивам, дополнительно пояснив, что при проведении проверочных мероприятий сотрудниками пожарного надзора не осуществлялся выезд на объекты юридического лица, в связи с чем выводы о наличии нарушений являются необоснованными. Пояснения по обстоятельствам дела во внимание не приняты. Изучив материалы дела, исследовав все доводы жалобы, выслушав защитника Егорова А.В. - Печникову Л.М., судья приходит к следующим выводам. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи. Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. В статье 38 Федерального закона от <дата> «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ от <дата> <номер> «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно ст. 37 указанного выше Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Таким образом, субъектом административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания должностного лица органов государственного пожарного надзора могут являться как юридическое лицо, не принявшее мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, так и руководители организаций и иные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. При привлечении к административной ответственности должностных лиц следует руководствоваться ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Как следует из материалов дела, Егоров А.В., как должностное лицо - директор МУП «<данные изъяты>» привлечен к административной ответственности за нарушение общих требований пожарной безопасности и за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях. Однако из представленных в суд материалов дела не следует, что в ходе рассмотрения настоящего дела выяснялся вопрос о том, в чем заключалось неисполнение либо ненадлежащее исполнение директором МУП «<данные изъяты>» своих служебных обязанностей, служебные полномочия (должностной регламент) или иные документы Учреждения о разграничении полномочий и ответственности не исследовались, вывод о виновности Егорова А.В. в совершении вмененного правонарушения не мотивирован (ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ). Между тем, из акта проверки <номер> от <дата> следует, что органом пожарного надзора указаны разные лица, допустившие нарушения требований пожарной безопасности на объектах, в том числе начальник МУП «<данные изъяты> Егоров А.В. и его заместитель по производству и строительству ФИО2 По каким критериям произведено разделение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности данных должностных лиц не указано и в обжалуемом постановлении не установлено. В материалах дела не представлены документы, подтверждающие право собственности, владения или пользования МУП «<данные изъяты>» объектами, где проведена внеплановая проверка. Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ); мотивированное решение по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 КоАП РФ. Должностным лицом при рассмотрении дела не дана оценка пояснениям Егорова А.В., которые имеются в протоколе об административном правонарушении, не указано на пояснения об обстоятельствах правонарушении, которые давал (или отказался дать) защитник при рассмотрении дела. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении не достигнуты задачи производства по делам об административных правонарушениях, поскольку обстоятельства дела выяснены неполно (ст. 26.1 КоАП РФ), а также в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление не содержит мотивированное решение по делу, доводы привлекаемого к административной ответственности лица, оценки не получили. С учетом изложенного, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат установлению в полном объеме обстоятельства совершенного правонарушения, а также исследованию приведенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу, доводы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление <номер> от <дата>, вынесенное государственным инспектором Великого Новгорода по пожарному надзору ФИО1, в отношении директора МУП «<данные изъяты>» Егорова А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности по Великому Новгороду. Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Новгородского районного суда Ю.П. Константинова